«Объяснение в любви» В. Г. Дмитриченко

вторник, 26 ноября, 2019 - 12:45

Ставропольская поэтесса Валентина Дмитриченко – автор шести поэтических книг, но наиболее ярко и сильно несомненный талант её воплотился в двухтомнике избранной лирики «Объяснение в любви», где выступают два основных лирических субъекта: героиня и природа. И между ними не только не существует непреодолимой преграды, зачастую две темы совмещаются и переплетаются: практически на всех этапах жизни героиню сопровождают явления природы, а в пейзажной лирике почти всегда присутствует настроение героини, ее состояние, взгляд на мир в буквальном и переносном смыслах. Так, например, осень в стихах предстает неотразимой, прекрасной зрелой женщиной. С ней же (женщиной) соотносится и лето: «Подняв подол, бредёт рекою лето», и отплодоносившее поле: «Лежит спокойно убранное поле, / Как женщина, родившая дитя». Но не только пейзажные стихи восходят к человеку, но и человек, испытываемые им ощущения также нередко раскрываются с помощью природных параллелей. В таком контексте и ощущение счастья оказывается «простегано ниткой дождя, / Звонким пеньем пичуги пронизано, / Непрерывным жужжаньем шмеля…».

Кто бывал в казахстанских степях, знает, что артезианская или колодезная вода там солоновата и отдает горечью, и Дмитриченко находит причину этого явления – не научно обоснованную, конечно, а поэтическую: колодцы солоны от горьких слез («Деревня»). И чайная роза цветет навстречу холодам неспроста, а из одержимой жизненной установки цвести до последнего вздоха и радовать мир красотой («Роза»).

В поэтическом мире Дмитриченко паучок на ветке ремонтирует свое серебряное кружево, одуванчики становятся прообразами мыльных пузырей, шелестят цветные нити дождей, степенные лоси запросто вскидывают солнце на рога, звезды, царапая обшарпанную шиферную крышу, кубарем катятся вниз, а Большая Медведица льет из своего ковша бесконечный звездный свет на флюгер мельницы…

И этот мир не назовешь особым, он обычный и привычный, но увиден особым зрением, потому и становится столь прекрасным. Под пером Дмитриченко самые незначительные, малоприметные явления обретают поэтическое звучание. Она обладает редким талантом превращать в истинную поэзию все, что ни попадется на пути, все, что ни окажется в поле зрения. Можно только удивляться поэтическому волшебству, ясности мышления, неподдельности чувств, нескончаемому многообразию образов, высочайшему мастерству, воспринимаемому уже не как техническое совершенство, а как природная данность говорить просто, естественно, проникновенно, когда слово органично и находится в ладу с другими словами, их звучанием, смыслом. Дмитриченко говорит стихами так, как остальная часть населения говорит прозой, будто эта форма общения была дана ей изначально как самое обычное человеческое свойство.

«Я поэт не по собственной воле, / А по властному зову судьбы!», – заявила поэтесса в одном из своих стихотворений, подчёркивая тем самым, что не она выбирала поэтический путь, а Поэзия сама выбрала её в качестве своего трубадура.

Бесспорно или нет это мнение? Найти ответ поможет двухтомник её лирики «Объяснение в любви».