Светлое послевкусие

четверг, 19 марта, 2020 - 12:30

Роман Светланы Замлеловой «Исход» отсылает читателя к драматическим и судьбоносным для России событиям начала XX века. На фоне этих событий и развивается сюжетная линия. Предгрозовая атмосфера, царящая в стране, показана автором ярко и убедительно, с глубоким пониманием её внутреннего смысла и знанием бытовых реалий того времени. По сюжету в ранней юности девушку-иудейку Милку очаровывают строки поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», под их впечатлением она принимает христианство и имя Ольга.

Столкнувшаяся с непониманием родных, она оказывается выброшенной в водоворот жизни и вынуждена самостоятельно, порой буквально на ощупь, искать свою дорогу. Пройдя через ряд невзгод и разочарований, способных сломить и более сильного человека, Ольга Ламчари  обретает целостное мировоззрение, верные и устойчивые представления о добре и зле, избавляется от иллюзий, не позволяющих видеть жизнь без прикрас, такой, какая она есть.

В предисловии к роману автор предупреждает: «в основу повествования легли настоящие события, а прототипами многих персонажей стали реальные люди. В то же время события, так, как они описаны в романе, никогда не происходили на самом деле. И все-таки эта история вполне могла бы случиться в действительной жизни...» Это загадочное предисловие становится понятным по мере углубления в чтение: помимо вымышленных, в романе появляются персонажи, имеющие реальных прототипов. Так, остроумно обыгрывается история игуменьи Митрофании (Розен), вводится в повествование тема полярных исследований начала XX в., в какой-то момент узнается даже исторический прототип главной героини – Ерминия Жданко, легендарная женщина, принимавшая участие в полярной экспедиции Георгия Брусилова.

Особого внимания заслуживает описание участия Ольги в полярной экспедиции, в ходе которой её представления о жизни получают новое выражение. Концовка романа остаётся открытой, дальнейший жизненный путь Ольги проходит уже за пределами текста. Она вышла из выпавших на её долю испытаний преображённой, свободной от иллюзий, открыто глядя в будущее. Её личный Исход со­стоялся.

«...И показалось Ольге, что сама История, неумолимая дама, заглянула на мгновение ей в глаза. И поняла Ольга, что это поступь Нового слышна отовсюду. Новое грядёт не потому, что так устроили какие-то люди, а потому, что иначе не может быть. Старое отжило своё и умирало, а Новое должно было занять его место, потому что вечного и постоянного ничего не бывает на свете. Как бы ни были полны закрома и сундуки Старого, недоставало там чего-то главного. Никто не знал, каким будет Новое, но остановить его нарождение, воспрепятствовать его власти было уже никому не под силу...».

Умело вплетённые в текст искромётный юмор и мягкая ирония придают роману постоянное и пленительное ощущение доброты, которое сглаживает и очеловечивает даже тёмные стороны бытия, затронутые в книге. А потому роман оставляет светлое, жизнеутверж­дающее послевкусие.