Книг старинных переплеты

пятница, 29 мая, 2020 - 18:00

Пусть книжный червь – жилец резного шкафа –
В поэзии узоры прогрызет,
Но, уважая вкус владельца-графа, 
Пусть пощадит тиснёный переплет.

Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)

Цитата из удивительной книги Михаила Сеславинского «Аромат книжного переплёта». Этот альбом-каталог не просто хранится в отделе редкой книги Лермонтовки. Он пользуется спросом специалистов по работе с книжными памятниками, библиографов и переплётчиков. Он интересует историков, художников и антикваров.

Переплеты иногда напоминают разномастную толпу. Вот идет Великий князь святейший Переплёт Переплётович Переплётов, вот – придворный камер-юнкер, дальше – важный барин, любитель золотых портсигаров с вензелем, за ним чиновник казённого заведения в гоголевской шинели, там – старая дева, тут – франтоватый приказчик из парфюмерной лавки.

Орнаменты на корешках становились все разнообразнее, они дополнялись изображениями ваз и амфор, музыкальных инструментов (чаще всего – арф), военной амуниции, иногда птиц и растений.

С 1820-х гг. всё чаще изготавливались составные переплеты с использованием плотной «мраморной» бумаги на крышках. Именно в них «одеты» многие литературные альманахи пушкинской эпохи. «Мраморная» бумага активно использовалась также для форзацев, её раскраска становилась всё разнообразнее: широкие разводы классического рисунка декоративной бумаги XVII в. сочетались с более сложными рисунками «птичий глаз» и «павлинье перо». Чтобы изготовить такую бумагу, нередко применялся оригинальный полукустарный метод: краску выливали на студенистую массу, которая получалась в результате кипячения красных морских водорослей под названием «ирландский мох».

Интересна история возникновения «мраморной» бумаги, выполненной в технике Эбру.

Эбру – древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование – процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой.

Эбру – необычайно увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса – непередаваемое удовольствие.

В отделе редкой книги Лермонтовки сохранилось немало книг, форзацы и переплёты которых выполнены в технике Эбру.