Открытая лекция «В. И. Даль — гениальный архитектор русского языка»: к Международному дню родного языка

вторник, 28 февраля, 2012 - 04:00

Международному дню родного языка посвящена открытая лекция «В.И. Даль – гениальный архитектор русского языка», которая состоялась в библиотеке 28 февраля 2012 года.

Этот день отмечается во всем мире 21 февраля. Он служит напоминанием о том, как важно беречь свой язык и передавать его следующему поколению. Задолго до этой даты такой традиции посвятил свою жизнь Владимир Иванович Даль. Несмотря на разнообразную деятельность – он был военным врачом, естествоиспытателем, этнографом, географом, писателем, лексикографом, диалектологом – делом его жизни стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка». В нем автор передал философский, нравственный, житейский опыт народа, его фольклорные традиции, а также письменно закрепил огромную многовековую историю русского языка. Таким образом, словарь В. И. Даля можно с полной уверенностью назвать сокровищницей народной мудрости.

О жизни и деятельности великого русского ученого и писателя говорили участники открытой лекции – преподаватели вузов, учителя, собравшиеся со всего Ставропольского края, а также будущие педагоги – студенты Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ).

Отталкиваясь от основной темы, участники рассказывали о развитии раздела языкознания, занимающегося вопросами составления словарей и их изучения. С докладами о лексикографии выступили студенты историко-филологического факультета СГПИ Жанна Бендус, Ольга Галченко и Екатерина Киселева.

Прозвучал вопрос, связанный с появлением новой отрасли – электронной лексикографии, занимающейся созданием мультилексов (электронных словарей). Они обладают рядом преимуществ: обеспечивают быстрый поиск нужных слов, содержат транскрипцию, в них встроен синтезатор звука, что дает возможность услышать правильное произношение. Кроме достоинств электронных словарей отметили и их недостатки, такие как неполнота, несовершенство синтезаторов речи, которые иногда искажают произношение слов, необходимость дополнительного оборудования для их использования.

Многие считают, что мысли способны влиять на материальный мир. Они являются самыми главными инструментами в создании и преобразовании окружающей жизни. Положительные мысли создают благоприятные ситуации, а негативные – наоборот. Слова – это озвученные мысли. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников.

Делясь своим опытом, учителя рассказывали о разных подходах к преподаванию русского языка. Существует принцип дифференцированного образовательного процесса, которое сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого учащегося. Интегрированные уроки дают школьникам всесторонние знания о предмете изучения, его целостную картину. Игровые технологии в изучении русского языка, пожалуй, являются самым интересным видом обучения, позволяющим активизировать познавательную деятельность учащихся.

Ведущая открытой лекции Оксана Геннадьевна Ухтинская, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, подвела итог выступлений, говоря о пользе изучения лексики. Еще французский писатель Анатоль Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Польза от изучения словарей огромна, поскольку не только расширяет кругозор, но и позволяет ориентироваться в мире, способствует успешному общению между людьми и преображает нашу жизнь.