Родился Иван Константинович Айвазовский

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ

Самым известным маринистом был и остается русский художник Иван Константинович Айвазовский. Он написал более шести тысяч картин, которые украшают картинные галереи всего мира, пользуются огромной популярностью.

В Феодосии в семье Гайвазовских 17 июля 1817 года родился третий мальчик, которого назвали Иваном. Уже став художником, Иван Константинович изменил свою фамилию на более благозвучную – Айвазовский. Отец его был купцом, который разорился и ко времени рождения младшего сына состоял старостой феодосийского базара. Человек образованный, знавший несколько языков, он наложил отпечаток на нравственную атмосферу семьи. Маленький Ваня жил около моря, здесь через Феодосию из Греции в Турцию проходили рыбацкие фелюги, а иногда на ее рейде бросали якоря боевые корабли Черноморского флота. С детства он восхищался подвигами народных героев. Романтика сражений на море пробудила у Айвазовского стремление к творчеству. Он самостоятельно научился играть на скрипке. С детства Иван любил рисовать и когда не хватало бумаги, он измалевывал самоварным углем выбеленные феодосийские стены. Однажды Айвазовский нарисовал на стене солдата в натуральную величину, и этот рисунок попал на глаза феодосийскому градоначальнику А. И. Казначееву. Он разыскал автора рисунка и разрешил ему вместе со своими детьми брать уроки рисования у городского архитектора. Когда Казначеева перевели по службе в Симферополь, то он помог Айвазовскому поступить в местную гимназию.

Там будущий художник много рисовал с натуры и копировал, и Н. Ф. Нарышкина стала хлопотать об определении юноши в Академию художеств на казенный счет. Айвазовский прибыл в столицу и с благоговением вошел под высокие своды академии. Началось семилетнее обучение искусству живописи. Первым учителем Айвазовского стал пейзажист М. Н. Воробьев. Иван был одним из способных его учеников, и в 1835 году за этюд «Воздух над морем» Айвазовскому была присуждена серебряная медаль второго достоинства.

В 1837 году на академической выставке Иван Константинович показал шесть картин, которые экспонировались в академии. Они привлекли всеобщее внимание и имели успех у публики. Академическую выставку посетил А. С. Пушкин с женой. Молодой художник был представлен поэту. «Работайте, работайте, молодой человек, – это главное» – пожелал ему Пушкин. Совет Академии художеств постановил: «Как 1-й ст. Академист, Гайвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которой сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». Поэтому он был послан на два года в Крым для написания самостоятельных работ.

За два года, которые художник провел здесь, он создал ряд картин, среди которых «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег» и другие.

В 1839 году Айвазовский участвовал в высадке десанта на Кавказском побережье в бухте Субаши. Во время этой операции он находился в боевых порядках пехоты и делал зарисовки в непосредственной близости от поля боя. По возвращении в Феодосию под впечатлением увиденного Айвазовский написал картину «Десант в Субаши». Затем он возвратился в Петербург, где ему был вручен аттестат о присвоении звания художника.

В 1840 году Айвазовский выехал за границу. Его выставки имели большой успех в Италии и во всей Европе. Через четыре года путешествий вернулся на Родину. За это время Айвазовский написал около пятидесяти больших картин: «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. За эти полотна, экспонировавшиеся в Париже, художник был удостоен золотой медали Парижской академии художеств. По возвращении в Россию ему было присвоено звание академика. Тогда же он получил назначение на должность художника Главного морского штаба и заказ на написание всех русских военных портов Балтийского моря. Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще целый ряд прекрасных морских пейзажей.

 В 1845 году Айвазовский по указанию Главного штаба участвовал в Средиземноморской географической экспедиции адмирала Ф. П. Литке. Иван Константинович обладал великолепной зрительной памятью, поэтому он делал зарисовки карандашом с пометками об особенностях цвета воды и берега, по которым писал картины в течение следующих лет в мастерской.

 Экспедиция Литке проводила исследования у берегов Малой Азии и островов Греческого архипелага. Затем художник уехал в Крым для завершения живописных работ и для постройки в Феодосии на берегу моря большой художественной мастерской и дома, который стал местом его постоянного жительства. Тогда же живописцем был создан один из лирических пейзажей «Вид Одессы в лунную ночь». Композитор А. Н. Серов, отец художника В. А. Серова, писал после посещения мастерской Айвазовского: «Иногда ему приходится не отходить от картины с 6-ти утра до 4-х пополудни. Вообще я не думаю, чтоб теперь был в Европе художник, который бы превзошел Айвазовского в этом роде живописи...»

 Еще во второй половине 30-х годов он сблизился с видными деятелями русской культуры – К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, а в Италии познакомился с Н. В. Гоголем и художником А. А. Ивановым.

 В 1847 году состоялась выставка произведений Айвазовского. Она прошла с большим успехом для тридцатилетнего художника. После выставки Академия художеств присвоила Айвазовскому звание профессора живописи.

 Вскоре художник создал, пожалуй, лучшую свою картину «Девятый вал». Она пользовалась большим успехом и до наших дней остается одной из самых популярных в русской живописи.

 У Айвазовского была своя сложившаяся система работы. Он говорил: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».

 Пятидесятые годы оказались связанными с Крымской войной 1853–1856 годов. Как только художник узнал о Синопской битве, он поехал в Севастополь, где расспросил участников сражения обо всех ее перипетиях. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой днем и ночью. Выставку посетил адмирал Нахимов, который высоко оценил труд художника, сказав: «Картины чрезвычайно верно сделаны». Побывав в осажденном Севастополе, художник написал ряд картин, посвященных героической обороне города.

 В творчестве Айвазовского можно встретить полотна на самые разные темы. Среди них изображения природы Украины: «Чумацкий обоз», «Украинский пейзаж» и другие.

 Теперь художник много сил стал отдавать общественной деятельности. На протяжении всей своей жизни он организовывал выставки в пользу нуждающихся, помогал пострадавшим от стихийных бедствий, неурожаев и войн. Айвазовский открыл в Феодосии художественный класс, который был доступен для представителей всех сословий.

Затем художник получил разрешение на раскопки курганов вблизи Феодосии. В течение лета им было разрыто восемьдесят курганов. В каждом из них была найдена керамическая посуда, бронзовые и золотые украшения греческой работы. Сейчас они хранятся в Государственном Эрмитаже.

В 1868 году Айвазовский совершил путешествие на Кавказ. Художник побывал во Владикавказе, Дарьяльском ущелье, Сухуми и в других городах, написал предгорья Кавказа, в Армении – озеро Севан и Араратскую долину. Затем он остановился в Тбилиси, где организовал выставку своих картин, причем плата за вход поступила в пользу детского приюта.

В следующем году Айвазовский предпринял путешествие в Египет и присутствовал на торжествах, посвященных открытию Суэцкого канала. Затем он побывал в Италии, где его выставка прошла с большим успехом, а флорентийская галерея Питти заказала ему автопортрет. Вернувшись из Италии, художник написал одну из лучших своих картин «Радуга». Изображая бурю на море, художник показал ее так, как будто он сам находился среди бушующих волн.

В 1877 году началась русско-турецкая война. Айвазовский оказался в непосредственной близости от театра военных действий. Он собирает материалы, встречается с участниками боев.

Когда исполнилось пятьдесят лет его творческой деятельности, он организовал юбилейную выставку, доходы от которой поступили в пользу нуждающихся учеников Академии художеств. В этом же году отмечалась скорбная дата – пятьдесят лет со дня гибели А. С. Пушкина. В содружестве с И. Е. Репиным Айвазовский написал картину «Прощание Пушкина с морем». Репин рисовал Пушкина, а пейзаж был выполнен Айвазовским.

Художник был близок со многими передвижниками. Его блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Задолго до организации передвижных выставок художник стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве и в других городах. Он открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

В 1881 году Айвазовский создал свою значительную картину «Черное море». Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

Но на последнее десятилетие его жизни падает основное количество неудачных работ. Это объясняется и возрастом Айвазовского и тем, что он начал работать в других жанрах – портрет и бытовая живопись.

Затем он совершил путешествие в Америку с выставкой своих картин. Вернувшись на Родину, Айвазовский продолжал ежедневно работать в собственной мастерской. Среди произведений, написанных художником в последние годы, наиболее известными являются «Среди волн» и «Шторм».

Последняя была написана в академической мастерской А. И. Куинджи на глазах его учеников. Советский пейзажист А. А. Рылов вспоминал: «Архип Иванович подвел гостя к мольберту и сказал: «Иван Константинович, покажите им, как надо писать море». Айвазовский назвал необходимые четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. Он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете». С такой легкостью художник работал даже в возрасте восьмидесяти лет. Но на протяжении его творческой жизни менялись и отношение художника к морю и изобразительные средства. Когда его спросили, какую же из своих картин он считает лучшей, ответ был такой: «Ту, что стоит на мольберте в мастерской, которую я начал писать».

В одном из писем Айвазовского есть такие слова: «Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить». Он ясно понимал, что жизнь его на исходе, но продолжал работать.

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращался к образу А. С. Пушкина – это картина «Пушкин у Гурзуфских скал» и другие.

В 1898 году художник написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его мастерства.

Искусство Айвазовского охватывает шестьдесят лет творчества, он начинал с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, затем пришел к реалистическому и героическому изображению морской стихии. Кисть его с одинаковым совершенством воспроизводила живую природу – воздух, огонь, воду и землю, в его таланте – неистощимый запас наблюдательности.

В последние годы жизни художник нередко обращался к старым композициям и на их основе писал новые. До самой смерти он не расставался с кистью. Последняя его картина – «Взрыв корабля». Он умер 19 апреля 1900 года. Его хоронила вся Феодосия. Телеграммы соболезнования шли со всех концов света. Дом Айвазовского в Феодосии стал музеем.

Заслуги Айвазовского были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран. Русский художник Иван Константинович Айвазовский был и остается лучшим маринистом мира.

Л. И. Сыпина

// Ставроп. хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 186–189.