Родился Никанор Григорьевич Чернецов

НИКАНОР ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕРНЕЦОВ

Один из видных представителей русской пейзажной живописи XIX века Никанор Григорьевич Чернецов родился 2 августа 1805 года в заштатном городе Лух Костромской губернии (ныне Ивановской области). Никанор, как и его брат Григорий (в истории русского искусства принято говорить об этих художниках вместе) унаследовали семейную профессию от отца. На родине Чернецовых издавна был развит иконописный промысел. Отец их, Григорий Степанович, имел живописную мастерскую, которая стала для братьев первой школой. А помощник отца – старший брат Евграф – был их первым учителем. Талант у братьев проявился рано, но в Академию художеств они пробились с трудом и вначале числились «посторонними» учениками. Годы учебы были для них годами полуголодного существования и тяжелых лишений. Большой поддержкой было участие в их судьбе членов Общества поощрения художников П. П. Свиньина и В. И. Григоровича. Их педагогами были С. В. Галактионов – мастер пейзажной гравюры, А. Г. Варнек – видный портретист и М. Н. Воробьев – создатель русского лирического пейзажа. Терпение, трудолюбие и талант будущих художников были вознаграждены. В 1827 году они окончили академию с золотыми медалями.

Спустя два года Никанор Чернецов отправился в длительное путешествие по Кавказу. Исследователи творчества художников предполагают, что в эту поездку его пригласил известный вельможа и сенатор, председатель Петербургского общества поощрения художников П. И. Кутайсов по просьбе брата Григория, пользовавшегося его особым расположением. Благодаря этому Никанор Чернецов получил от Академии художеств не только разрешение на поездку, но и специальное задание «на снятие тамошних видов». С чрезвычайной добросовестностью выполняя свое задание, он не просто сопровождал Кутайсова, имевшего поручение провести ревизию Закавказского края, а совершил целый ряд самостоятельных поездок, стремясь как можно больше увидеть и запечатлеть. Путешествуя по Кавказу, он делал множество протокольно точных, тщательно исполненных набросков и рисунков с изображением пейзажей, особенностей архитектуры, быта, типов жителей. Так, в отчете Общества поощрения художников указывалось: «Возвратившись из путешествия в закавказские провинции, Н. Чернецов привез с собой множество рисунков, изображающих тамошние виды и свидетельствующих отличный вкус в выборе пунктов... Верность тонов и легкость в рисовании и живописи».

Он побывал на Черноморском побережье (от Поти до Анапы), в Абхазии, шаг за шагом прошел по Военно-Грузинской дороге, посетил Ставрополь. Известны две картины города, выполненные им с Крепостной горы. На одной из них, датированной 1829 годом, запечатлена южная часть Ставрополя с опрятными домиками в зелени садов и очертаниями Эльбруса на горизонте. На другой изображена юго-восточная часть города с Гостиным рядом и Троицким собором. На переднем плане – крестьянские возки, большой каменный крест. Эти две акварели являются для нас бесценными документами, дающими представление об облике молодого, развивающегося города первой трети XIX века.

Вернувшись в Петербург в 1831 году, Н. Чернецов привез с собой около трехсот рисунков и набросков, по которым позже писал картины маслом и большие акварели. Кавказские пейзажи имели большой успех у современников. В сентябре того же года совет Академии художеств на своем заседании определил: «Никанора Чернецова, состоящего под покровительством Общества поощрения художников, по представленным от него двум живописным картинам, изображающим виды Кавказских гор, единогласно избрать в назначенные академики». Звание «назначенного в академики» Н. Чернецов получил за картину, написанную по одному из эскизов с видом Дарьяльского ущелья. Картина «Вид Дарьяла» украшала кабинет А. С. Пушкина в его последней квартире на Мойке, напоминая поэту о странствиях по Кавказу, где он, как известно, побывал незадолго до Чернецова, и неоднократно обращался потом к образам Дарьяла в стихах и прозе.

В 1832 году за картину «Вид Тифлиса» Н. Чернецов получил звание академика.

Вместе с братом Григорием, с которым они работали вместе, начиная с 1837 года, много путешествовали. Писали виды Крыма, Италии, Ближнего Востока, Турции, Греции. Но по своему значению эти работы уступают волжской серии пейзажей, сделанных ими во время путешествия по Волге в 1838 году. Они проделали большой путь от Рыбинска до Астрахани, задавшись целью составить художественное видеоописание берегов великой русской реки. Множество рисунков, акварелей, этюдов маслом, написанных с документальной точностью и правдивостью наблюдений, стали основой для большой, почти на двухстах листах панорамы берегов Волги. Сами художники так характеризовали свою работу: «...Она не имеет особенных достоинств в художественном отношении, но она есть близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из знатнейших и благодетельных рек России <...> портрет, интересный для просвещенной любознательности не только теперь, но и впоследствии».

Чернецовы не нашли ни средств на издание, ни издателей для материалов панорамы. Лишь отдельные ее виды удалось художникам опубликовать. Оба брата умерли в нищете и забвении. Никанор Григорьевич скончался в Петербурге 23 января 1879 года.

Значение творчества Чернецовых неоспоримо. Несмотря на некоторую сухость манеры живописцев, педантичность и документализм, которые воспринимались как недостатки художественного порядка, пейзажное искусство художников пробуждало интерес и любовь к Отечеству, способствовало его изучению. Как писал тогда журнал «Северная пчела», «пусть гравюры с картин Чернецовых разойдутся по Европе и России, пусть эти виды перенесены будут на фарфоровые изделия, на стекло, тогда у многих зародится мысль увидеть эти предметы в натуре». Не случайно известный критик, искусствовед А. М. Эфрос, особенно ценивший в работах художественное начало, считал, что «документалисты» братья Чернецовы «могут быть названы отцами русского пейзажа», что «...путешествие Н. Чернецова 1829-1831 годов по Кавказу и главным образом путешествие обоих братьев по Волге 1838 года стало для русского искусства первым широко распахнутым окном на облик родной страны...».

// Ставроп. хронограф на 1999 год. – Ставрополь, 1999. – С. 42–44.