Подписание шестилетнего контракта с архитекторами братьями Джузеппе и Джиованни Бернардацци на строительство казенных зданий для Кавказских Минеральных Вод

ДЖУЗЕППЕ И ДЖИОВАННИ БЕРНАРДАЦЦИ

«...Нынче построены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны...» – эти слова принадлежат А. С. Пушкину, посетившему Пятигорск в 1829 году по пути в Арзрум. Поэт, как и другие его современники, отметил благотворные перемены в облике и благоустройстве курорта, последовавшие с начала 20-х годов прошлого столетия.

И ныне, спустя 175 лет, Пятигорск остается памятником искуснейшим зодчим, создавшим его и оставшимся в нем навсегда. Их имена – Джузеппе и Джиованни Бернардацци.

После обучения в Италии и Франции в 1819 году братья Бернардацци приехали в Петербург, где под руководством О. Монферрана участвовали в строительстве Исаакиевского собора. В это же время один из первых устроителей Кавказских Минеральных Вод генерал А. П. Ермолов обратился к управляющему Министерства внутренних дел графу В. П. Кочубею с просьбой найти способного архитектора для обустройства кавказского курорта. В. П. Кочубей предложил должность главного архитектора Кавказских Минеральных Вод уже известному в Петербурге зодчему Джузеппе Бернардацци. Возможность самостоятельной архитектурной деятельности была воспринята с радостью и 22 августа 1822 года братья Бернардацци заключили соответствующий контракт с Медицинским департаментом при Министерстве внутренних дел.

Теплый гористый край стал для зодчих второй родиной, и они до конца своих дней самоотверженно трудились для его блага. В рапорте от 14 ноября 1839 года числится 147 наименований работ, выполненных братьями сверх контракта. В этом малообжитом еще краю Бернардацци пришлось строить не только здания. Обучаясь на месте инженерному делу, они занимались каптированием источников, дренажированием земельных участков, проектированием дорог и парков. На месте болотца в центре города ими был разбит городской сад – ныне известный многим, описанный в художественных произведениях «Цветник», сделано спускное устройство к Провалу, положено начало озеленению ранее безлесных долин близ источников.

К главным заслугам архитекторов следует отнести чертежи генеральных планов Горячих, Кислых, Железных, Горьких (Ессентуки) и Кумагорских Вод. Вокруг источников, среди дикой, скалистой местности по их плану возникала совершенная архитектурная композиция Пятигорска. Он строился по строгому плану. Здания города отличались классической гармонией пропорций – «почерком Бернардацци». Особенно красив был широкий бульвар, ставший главной млапировочной осью города, по обеим сторонам которого располагались административные и жилые постройки. На склонах Машука были разбиты парки, украшенные цветниками, изящными беседками и романтическими гротами.

Братья Бернардацци своими дарованиями дополняли друг друга. Джиованни прекрасно владел строительным искусством, младший, Джузеппе, был великолепным проектировщиком и художником, оставившим рисунки курортов и природы Кавказа. Его часто привлекали к участию в различных экспедициях в качестве художника. Наиболее известна Эльбрусская военно-научная экспедиция 1829 года, возглавляемая генералом Г. А. Емануелем, когда впервые на знаменитую вершину ступила нога человека. В память об этом событии архитекторы построили грот «Эльборус» (позже – «Грот Дианы»).

Многое из созданного зодчими описано в произведениях Пушкина и Лермонтова, воспоминаниях писателей-декабристов, путевых заметках иностранных и русских путешественников. Творения Бернардацци нашли свое отражение в ряде живописных произведений русских художников.

Не только Пятигорска коснулся их талант. Прекрасны здания кисловодского Благородного собрания и ессентукской Никольской церкви. В Георгиевске созданы торговые ряды.

Условия работы и быта архитекторов складывались нелегко, многое они были вынуждены делать сами, вручную, т. к. не хватало мастеров-профессионалов, строительных материалов. Приходилось терпеть критику невежд, высокомерие и безразличие чиновников, материальные затруднения. Только подлинно культурные и великодушные люди из администрации Кавказского наместничества – генералы А. П. Ермолов, П. X. Граббе, Г. А. Емануель, М. С. Воронцов отдавали должное таланту и самоотверженности архитекторов, пытались облегчить их жизнь.

Непосильная работа, болезни подорвали здоровье братьев. Джузеппе умер в 1840 году, Джиованни пережил его только на два года. М. С. Воронцов писал в Петербург: «После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу тому делу, которому они посвятили труд свой, на Водах нет никого, достойного носить имя архитектора...»

На старом Пятигорском кладбище сохранился скромный памятник над могилами уроженцев далекого швейцарского городка Лугано, «российских итальянцев», выдающихся архитекторов, братьев Джузеппе и Джиованни Бернардацци.

// Ставропольский хронограф на 1997 год. – Ставрополь, 1997. – С. 104–107.