День торжественного открытия Большого Провала

БОЛЬШОЙ ПЯТИГОРСКИЙ ПРОВАЛ

Хоть и назвали когда-то И. Ильф и Б. Петров пятигорский Провал иронически «малахитовой лужей», многие с этим не согласятся. Провал любят все – наверное, это громко сказано. Но уж точно, что он неизменно привлекал и привлекает к себе внимание.

Можно ли найти человека, который, прогуливаясь по Машуку, не зашел бы хоть на минутку в Провал. Зимой, когда склоны покрыты снегом, и морозец пощипывает щеки, малахитовая вода парит, а летом, в жару, ее опаловые воды покрываются тонкой пленкой с пузырьками сероводорода. Таинственными кажутся своды грота над озером. Тишину нарушает воркование диких голубей, которое кажется здесь необыкновенной музыкой – уж как-то совсем необычно звучат голоса птиц.

Такой же таинственной и необыкновенной становится прогулка по провальному туннелю. В какой-то момент кажется, что неровные каменные своды ты заденешь головой. Впереди мрак, гулко звучат голоса ставших незримыми ваших спутников. Еще мгновение – и впереди просвет – вы приближаетесь к цели. С маленькой площадки, огороженной металлической решеткой, озеро, как на ладони. А через воронку в сводах грота виднеется небо. Возвращаешься назад и вдруг чувствуешь, что хочется как можно быстрее выйти отсюда – к свету и свободе.

И сколько бы раз вы не гуляли бы в этих местах, но зайти в гулкую темноту туннеля все равно тянет, хотя и знаешь, что нового в Провале ничего не увидишь…

И когда в комитете по культуре готовили новый вариант исторической справки о Провале, кто-то насмешливо спросил: «А сколько ему лет: миллион, сотни тысяч? А может быть, всего несколько сот?». Действительно, точного ответа на этот вопрос нет. Но вот другую дату отметить не мешало бы.

Сто сорок лет назад впервые появилась возможность пройти к подземному озеру по рукотворному туннелю. До того времени исследователи пытались познакомиться с подземным озером через воронку в склоне горы.

Летом 1856 года в Пятигорск прибыла комиссия с целью исследования минеральных источников. Среди других в ней был натуралист Ф. А. Баталии. Одному из членов комиссии пришла мысль осуществить идею, высказанную исследователем Энбродтом еще в 1842 году об устройстве горизонтального прохода к Провалу. Баталии взялся сделать расчеты. Он предполагал, что все работы можно сделать за месяц-полтора с небольшими затратами и издержками.

Но у дирекции Кавказских Минеральных Вод не было свободных средств, и тогда на помощь пришли любовь к Пятигорску и частный капитал. Имя московского купца, почетного гражданина П. А. Лазарика прочно вошло в историю наших курортов, хотя личность его до сих пор остается загадочной. Известно, что устройство туннеля к Провальскому озеру обошлось ему в 20 000 рублей.

Лазарик хотел приступить к работе в Провале сразу же после комиссии. Но проект и смету кавказский наместник князь А. И. Барятинский утвердил лишь в сентябре 1857 года. Поэтому работы начались в следующем месяце того же года.

Устройство туннеля стало замечательным событием. Периодическая печать того времени уделяла ему достаточно внимания. Популярные столичные газеты и журналы и, конечно же, «Ставропольские губернские ведомости» – тогда единственная газета в нашем крае – донесли до нас, как это происходило.

Первым делом расчистили дорогу к месту строительства. Она шла от Михайловской галереи и оканчивалась у небольшой площадки.

Скалистые породы у предполагаемого входа в туннель, которые угрожали падением, взорвали порохом. Рабочие практически оказались первопроходцами – никто не знал, из каких пород состоит Машук. Вначале это оказались пласты известняка, кремнистого сланца, затем начался крепкий черный мрамор, окаменелый ил, желтая глина, и наконец, синий с прожилками мрамор. Бурав и порох пришли на помощь, но появился еще один природный противник дела. Удушливый сернистый воздух мешал рабочим. Они должны были меняться местами, чтобы не задохнуться вредными испарениями. Кто-то не выдерживал и оставлял работу. Лазарику с трудом удавалось уговаривать рабочих продолжать начатое дело. Вместо полутора месяцев работа затянулась на целых семь. За это время успели углубиться внутрь горы более чем на 16 сажень.

Когда до цели остались последние семь сажень, после очередного взрыва хлынула вода. Первопроходцам показалось, что туннель выйдет ниже поверхности озера. Воду выкачали и начали пробивать отверстие выше прежнего уровня.

В сентябре того же года «Ставропольские губернские ведомости» поведали о последних драматических днях в туннеле: «Пласты минералов превратились в сталь: из-за неимоверно тяжелых условий труда рабочие не соглашались продолжать и уходили, оставляя дело. Пробовали спускать рабочих в сам Провал и пробивать тоннель с другого конца, но нависающие скалы угрожали падением. По невозможности сверлить цилиндры для зарядов П. А. Лазарик распорядился отступить в галерее на 1 аршин назад и запустить заряд косвенно под стену, чтобы этим дать толчок окаменелой массе. 10 июля в 5 часов утра был произведен взрыв. Засим работа стала продвигаться, но медленно. 15 июля 1858 года последний пороховой взрыв открыл вход в пещеру (грот) от полуострова влево и на 4 вершка над поверхностью озера... Стены грота оказались так крепки, что легкое очищение (углубление) их, сделанное для водружения образа Скорбящей Богоматери, требовало значительных трудов». После окончания отделочных работ в озере стали купаться, причем по городку пронесся слух, что провальская вода обладает чудодейственной силой. Пятигорчане и жители окрестностей устремились к Провалу. Приток жаждущих чудесного исцеления был так велик, что управляющий дирекцией Кавказских Минеральных Вод распорядился устроить для тяжелобольных общую деревянную плавучую купальню в виде парома.

Очерк в «Ставропольских губернских ведомостях» дал возможность представить, как проходило в то лето еще одно важное событие, вылившееся в праздник.

«Торжественное освящение тоннеля и Грота с его подземным озером, – писала газета, – состоялось 23 августа 1858 года и было совершено Преосвященным епископом Игнатием в присутствии начальника губернии ген. Волоцкого, атамана Рудзевича, управляющего КМВ барона Унгерн-Штернбергера и почетных гостей; Торжественная процессия началась по совершении литургии в Скорбященской церкви Крестным ходом по Елизаветинскому шоссе (ныне Красноармейская улица), через Галерею (Академическую) и от Михайловской галереи к Провалу по новопроложенному шоссе... Склоны горы были усеяны народом в разнообразных кавказских костюмах. По прибытию к месту, Крестный ход остановился на площадке перед тоннелем, который был освящен в честь его императорского высочества государя цесаревича Николая Александровича. По окончании молебствия Преосвященнейший Владыко с духовным клиром в сопровождении местного начальства последовал тоннелем в Грот, где началось освящение подземного озера, состоящего из двух бассейнов, соединенных проливом. После погружения креста в главном бассейне озера и окропления стен святой водой, на основной стене против входа был водружен образ Скорбящей Божьей Матери. Чтобы больные могли подойти к иконе Заступницы рода человеческого, через водный пролив был перекинут деревянный отвесный помост с железными перилами.

Затем Пятигорским обществом был дан обед в казенном дворцовом доме. Провозглашались тосты за здоровье Государя Императора и Наследника Цесаревича». Такова история открытия туннеля к озеру Провал.

В Пятигорском краеведческом музее среди других материалов об истории города выставлена небольшая репродукция со старинной гравюры. На ней запечатлены участники процессии освящения во главе со святителем Игнатием Брянчаниновым. А для того, чтобы познакомить вас с публикацией в губернской газете о столь важном событии, пришлось обратиться в Петербург, так как в крае «Ставропольских губернских ведомостей» за 1858 год не сохранилось.

Выражаем благодарность бывшему жителю Горячеводска, а ныне петербуржцу С. Боглачеву за помощь, оказанную в подготовке этой публикации.

А. Коваленко

// Ставропольский  хронограф на 1998 год. – Ставрополь, 1998. – С. 120–123.