Родился Михаил Александрович Зичи

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗИЧИ

Множество известных и малоизвестных, выдающихся и более скромных талантом художников и скульпторов отдали и до сих пор отдают дань поэту М. Ю. Лермонтову.

М. А. Зичи стал одним из первых лермонтовских иллюстраторов, кто внес значительный вклад в художественную лермонтовиану.

Венгр по происхождению, Михаил Александрович прожил долгую жизнь в России.

М. А. Зичи родился 15(27) октября 1827 года в Зале в Австро-Венгрии. Он учился в Будапеште у Я. Марастони и в Вене у В.-Г. Вальдмюллера четыре года. В Венгрии сохранились его ранние живописные работы. В 1847 году Михаил Александрович переехал в Петербург и по рекомендации Вальдмюллера и по приглашению великой княгини Елены Павловны стал учителем рисования у ее дочери. С 1853 по 1859 и с 1883 по 1906 годы Зичи – придворный живописец. В эти периоды для царской семьи он создал множество акварелей, рисунков пером и тушью на картоне, где изображал быт царской семьи и её окружения. Зичи запечатлел парады, охоту, балы, спектакли, юбилеи, путешествия и т. д.

Значительное место в его творчестве занимают работы по мотивам литературных произведений: к «Слову о полку Игореве» – для отдельного издания 1854 года; в 1860-е – к «Фаусту» И.-В. Гете; в 1880-е – к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина, «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя и к другим. И. Е. Репин считал его лучшим иллюстратором своего времени.

Но, пожалуй, самыми значительными работами в этой области стали сюжеты на лермонтовские темы и иллюстрации к произведениям поэта.

К теме Кавказа Михаил Александрович впервые прикоснулся в 1849 году, когда в разгар русско-венгерской кампании он выполнил несколько рисунков, в том числе и «Казаков в венгерской деревне». Кавказ привлекал внимание художника, его первый период жизни в России пришелся на разгар Кавказской войны. Он много читал о ней в русской литературе и своими глазами хотел увидеть ожесточенные бои в горах. И хотя тогда в поездке на юг России Михаилу Александровичу отказали, он не оставил этой темы и в своих произведениях изображал далекий край таким, каким представлял его в своем воображении. Зичи создал двенадцать двухтоновых литографий «Кавказские сцены» (1853 г. Полный комплект хранится в Пятигорске в музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова). В них выразилось романтическое представление автора о Кавказе и войне.

Заинтересовавшись кавказской темой, Зичи увлекся и творчеством Лермонтова. Его серии рисунков к поэме «Демон» – романтическое изображение лермонтовских героев. Эти работы – его первые иллюстрации к Лермонтову, но с полюбившейся темой художник не расставался и позднее (1860-е годы, 20 листов). В основном это карандашные наброски с добавлением туши.

В 1881 году сбылась мечта Михаила Александровича. Он получил задание создать рисунки к отдельному изданию лермонтовского «Героя нашего времени» и отправился в путешествие на Кавказ, в те места, где происходит действие романа. Художник потом вспоминал: «Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстрации сочинения Лермонтова, я был поражен необыкновенною точностью его описания… Рисунки мои не есть что-либо вымышленное или фантастическое, а точная копия с его оригиналов».

Прибыв на Кавказские Минеральные Воды, Зичи застал многие места такими, какими их видел поэт: грот Лермонтова, Эолову арфу, дом Верзилиных в Пятигорске, ресторацию и дом Реброва в Кисловодске. Он был первым, кто зарисовал «Лермонтовскую» скалу, «дом княжны Мери». По его точному рисунку в 1948 году сотрудники музея «Домик Лермонтова» смогли восстановить мемориальную гостиную в доме генерала Верзилина, где произошла ссора Лермонтова и Мартынова.

И хотя задуманное издание «Героя нашего времени» не осуществилось, Михаил Александрович опубликовал иллюстрации отдельным альбомным изданием в технике фототипии в 1891 и 1900 году под названием «Живописное приложение к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Находясь на Кавказе, Зичи исполнил эскизы костюмов и сцен к постановке живых картин по поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Спустя несколько лет после кавказского путешествия художник принял участие в конкурсе проектов памятника Лермонтову для Пятигорска, а затем был избран и в жюри этого конкурса.

Один из современников писал о Зичи: «Венгерец заставил полюбить себя, легко доказав, как он сам полюбил Россию и все русское.

Веселый, остроумный, отзывчивый на все хорошее и при этом прекрасно воспитанный и широко образованный – он стал желанным одинаково и в пышных салонах нашей аристократии, и в скромных кружках своих русских товарищей по карандашу и кисти».

Императорская Академия художеств по достоинству оценила талант венгерского художника. В 1858 году ему присвоили звание академика акварельной живописи, а спустя сорок лет он стал почетным членом Академии художеств. Выставки его работ в разные годы устраивались в Петербурге, Вене и Будапеште. Работы Зичи хранятся во многих крупных музеях России. В Пятигорске, в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова, в литературной и художественной экспозициях выставлены две его подлинные акварели: «Схватка в горах» и «Тамара в гробу». Здесь же экспонируются альбомные листы к «Герою нашего времени» и копии его кавказских рисунков 1881 года.

Михаил Александрович Зичи умер в Петербурге в преклонном возрасте 15(28) февраля 1906 года.

А. Н. Коваленко

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 208–211.