Родился Павел Тарасович Кашуба

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЕЛ ТАРАСОВИЧ КАШУБА

Родился Павел Тарасович Кашуба в 1913 году на Ставрополье, в селе Киевском Апанасенковского района. Павел прожил недолгую, но яркую, полную событиями жизнь. Отец его погиб, сражаясь на фронтах Первой мировой войны. Воспитал солдатского сына железнодорожный обходчик Василий Федорович Нестеров, прививший ему честность и трудолюбие. В школе Павел считался очень способным и усердным учеником. Учителя часто хвалили его, ставили в пример другим детям. В то же время Павлик не забывал играть в войну, как и все мальчишки, устраивая шумные перемены. Мечты о профессии летчика появились у него со школьной скамьи. Дома Павел хранил у себя в деревянном шкафу газетные вырезки, фотографии самолетов, летчиков и конструкторов.

В начале самостоятельного жизненного пути Павел выбрал образование вовсе не связанное с небом – предпочёл профессию инженера. В 1935 году он окончил два курса планово-экономического института. Затем два года службы в армии. Как нельзя кстати появился призыв комсомола: «Стране нужны летчики!» Активный комсомолец не мог не отозваться на этот призыв. По путевке ЦК ВЛКСМ он поступил в Ейское военно-морское авиационное училище летчиков и в 1937 году с отличием его окончил. Получив профессию летчика-истребителя, Павел Кашуба служил в ВВС Балтийского флота – охранял небо Прибалтики.

В начале 1938 года Павел перенёс тяжелое заболевание – путь в истребительную авиацию был закрыт. Чтобы не порушить окончательно свою детскую мечту, Кашуба остался в авиации и в 1938 году получил назначение в Пятигорский аэроклуб. В сентябре 1938 года проходили всесоюзные соревнования пилотов, освоивших эту специальность в аэроклубах без отрыва от производства. В соревнованиях принимали участие аэроклубы Москвы, Ленинграда, Тулы, Омска и других городов страны. Среди участников соревнований были и пилоты Пятигорского аэроклуба – столяр Василий Тихонов и учащийся первой средней школы Яков Микиньян. Командиром звена был комсомолец Павел Кашуба. Никто из присутствующих тогда на Тушинском аэродроме – ни судьи, ни представители прессы, ни сами участники соревнований из других городов страны – не принимали всерьез «соперников» из небольшого курортного города. И полной сенсацией стала для всех их блестящая победа: пилоты Пятигорского аэроклуба в командных соревнованиях завоевали первое место. Павел Кашуба, Василий Тихонов и Яков Микиньян были награждены именными часами с вручением денежной премии по две тысячи рублей каждому. Этот успех не был случайным, потому что обучал летному делу будущих пилотов и руководил подготовкой к соревнованиям волевой, отлично знающий технику летчик-комсомолец Павел Кашуба.

В июне 1941 года для всех граждан нашей необъятной Родины наступило время тяжелейших испытаний. С первых дней Великой Отечественной войны Павел Кашуба был зачислен пилотом вo фронтовую группу связи. В октябре в районе станции Навма в тылу противника действовало крупное соединение войск Красной Армии. Боевыми действиями группировки руководил командующий Брянским фронтом генерал-полковник. А. И. Ерёменко. В ходе боев командующий был тяжело ранен. Его следовало срочно доставить в Москву, но немецко-фашистские захватчики каким-то образом разведали о том, что командующий ранен и его должны вывозить в тыловой госпиталь. Вражеские истребители днем и ночью блокировали воздушное пространство над окруженной группировкой.

Выполнить это особое задание было поручено лучшим летчикам О. К. Сергееву и П. Т. Кашубе. В ночь на 12 октября на самолетах По-2 они вылетели в ответственный рейс. Первый самолет пилотировал Кашуба, Сергеев следовал на большой дистанции. Над линией фронта они попали под сильный огонь зенитной артиллерии. Умело маневрируя в полете, Кашуба миновал линию фронта, ускользнул от немецких истребителей, успешно произвел посадку и с помощью бойцов замаскировал самолет. Вслед за Кашубой приземлился и Сергеев, но он заметил, что вражеский истребитель обнаружил его местонахождение. Чтобы не демаскировать товарища и помочь ему выполнить свое задание, О. К. Сергеев пошел на самопожертвование. Он поднялся в воздух, увлекая за собой врагов. Несколько заходов совершил вражеский истребитель на безоружный самолет. Сергеев творил невероятные фигуры пилотажа. Расстреляв патроны и снаряды, фашистский стервятник ушел. Сергееву удалось восстановить ориентировку и добраться до пункта посадки. Однако он был внезапно обстрелян противником с земли и подбит. Подоспевшие бойцы оказали помощь летчику. Вместе с ними Сергеев отбил атаку фашистов.

А Павел Кашуба с наступлением темноты взлетел, имея на борту генерал-полковника А. И. Еременко. Чтобы сбить с толку врагов, Кашуба повел самолет в противоположную сторону от нужного ему курса. Набрав высоту в тысячу метров, он предельно внимательно следил за землей и воздухом. Около восьми часов пробыл Кашуба в небе. Выбрав наиболее «тихое» место в огненном поясе линии фронта, он пересек ее. Возле Каширы начал сдавать мотор, плюс ко всему еще и кончилось горючее. На небольшой площадке Кашуба удачно совершил посадку и к утру на машине доставил генерал-полковника в московский госпиталь. За образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленные отвагу и геройство старшему лейтенанту Павлу Тарасовичу Кашубе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Павел Тарасович, имея высочайшую награду страны, продолжал выполнять правительственные задания с полной самоотдачей и со свойственным ему высоким профессионализмом.

Партизанам Крыма, успешно сражавшимся в подполье с врагом, требовалась помощь – кончились запасы боеприпасов и продовольствия, необходимо было вывезти раненых и больных. К ним были направлены экипаж Кашубы и еще несколько летчиков на легкомоторных самолетах По-2. В течение октября 1942 года экипаж П. Т. Кашубы совершил семь посадок в глубоком тылу врага. Партизанам Крыма было доставлено 15 тонн продуктов питания и вывезено 139 тяжелораненных и больных.

Разведка получила сведения: немцы скоро применят новые виды вооружения. Сообщалось, что эта военная техника намного превосходит ранее известные образцы. В ночь с 13 на 14 марта в тыл врага была направлена группа советских разведчиков. Они держали курс на Джанкой и Владиславовку. В районе Чеуды самолет был схвачен прожекторными установками, но от зенитного огня ускользнуть удалось. Экипаж вернулся в Адлер под утро. Летчикам дали отдых. Им еще предстояло выполнить второе задание, тесно связанное по замыслу с первым.

14 марта экипаж П. Т. Кашубы совершил взлет, имея на борту еще одну группу десантников. Над целью самолет попал под лучи прожекторов и под мощный огонь зениток, в результате которого был поврежден. Неуправляемый, он быстро терял высоту. Кашуба почувствовал, что перебиты рули высоты, но еще жив крен и слушаются элероны. «Это еще не конец, всем в хвост!» – скомандовал Павел Тарасович.

Кашуба резко повернул штурвал влево, самолет с сильным креном заскользил к поверхности и. ударившись левым крылом об землю, выровнялся и сел. Людей, тесно прижавшихся к перегородке хвостового отсека, разбросало по кабине. К счастью, все остались живы. Только бортрадист Волынский сломал ногу. Травма Волынского сильно стесняла действия десантников и экипажа. Когда до леса оставалось совсем немного, подоспевшие каратели окружили группу. Завязался бой. В неравном поединке погибли один десантник и бортрадист Волынский. Но вырваться из окружения удалось. Более месяца отряд Кашубы сражался с захватчиками в горах.

В середине апреля рация партизан получила известие о том, что к ним направляются 3 самолета ПО-2, которые забрали летчика и десантников.

Огромное количество авиачасов налетал Павел Тарасович, выполнил еще много заданий по снабжению и обеспечению частей действующей армии.

В горах Закарпатья стоит обелиск. На нем золотыми буквами написано: «Здесь захоронен летчик, Герой Советского Союза П. Т. Кашуба. Вечная память Герою, погибшему в борьбе за освобождение любимой Родины от фашистских захватчиков».

26 сентября 1944 года капитан Кашуба получил очередное задание. Летчик долетел до заданного квадрата и натолкнулся на звено фашистских истребителей. По рассказам партизан, он применил таран. В дом, где проживала семья Павла, пришло известие о том, что капитан Кашуба пропал без вести.

В марте 1945 года геологи обнаружили в буковой чаще останки самолета. По номерному знаку на крыле удалось установить, что машина принадлежала Герою Советского Союза П. Т. Кашубе.

В наши дни увековечивает память о герое одна из центральных улиц в районном центре Апанасенковского района селе Дивном, названная в его честь.

А. Должиков

// Ставропольский хронограф на 2013 год. – Ставрополь, 2013. – С. 244–247.