Родился Александр Михайлович Опекушин

АКАДЕМИК ИЗ КРЕПОСТНЫХ

16 (28) ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостных крестьян Михаила Евдокимовича и Александры Евстафьевны Опекушиных родился сын Александр. Родителям Александра даже не могла прийти в голову мысль, что их сыну, крепостному помещицы Ирины Васильевны Ольхиной, судьба уготовила стать одним из величайших скульпторов мира, своим именем прославить Россию.

Ярославская губерния принадлежала к числу тех губерний, где климатические условия не благоприятствовали земледелию, а потому здесь были сильно развиты художественные ремесла. Свечкино и соседнее с ним село Рыбницы, где поселилась семья Опекушиных, славились своими лепщиками, которые передавали свое искусство из поколения в поколение. Среди славных имен мастеров-лепщиков известностью пользовалась и семья крепостных Опекушиных.

Глава семьи Михаил Евдокимович был не только талантливым лепщиком, но и скульптором-самоучкой. С младенческих лет он приучал сына к родовому ремеслу. Когда Александру исполнилось 12 лет, отец решил отвезти его в Петербург, отдать в ученье. М. Е. Опекушину удалось устроить сына в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Мальчик быстро овладел техникой рисунка, обнаружил незаурядные способности в рисовании гипсовых орнаментов, статуй, человеческих фигур и успешно, за два года вместо трех, закончил школу. Вскоре он поступил в мастерскую известного в то время скульптора А. Л. Иенсена. Юный Опекушин на практике приобрел основы профессионального мастерства, знания и навыки, которые помогли ему впоследствии стать знаменитым ваятелем. Мастер оценил одаренность ученика, сумел добиться для него разрешения заниматься в Академии художеств. При содействии своего учителя Опекушин получил вольную, стал свободным человеком.

Все свое умение, профессиональное мастерство Опекушин воплотил в первой значительной работе, выполненной на заданную ему академией тему, – барельеф «Ангелы, возвещающие Рождество Христово». За этот труд он был удостоен малой серебряной медали Российской академии художеств. 1862 год оказался знаменательным в жизни молодого скульптора. Он получил не только награду, но и приглашение участвовать в создании грандиозного памятника «Тысячелетие России», сооружаемого в Новгороде по проекту художника М. О. Микешина. Ему было поручено выполнение фигуры Петра I на барельефе. Начинающий скульптор прекрасно справился со своей задачей. Одной из его удач стало создание памятника адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве в 1872 году. Этот год был самым напряженным в творчестве скульпторов. Одновременно они с Микешиным работали над памятником Екатерине II. Для исполнения статуй деятелей второй половины XVIII века был привлечен А. М. Опекушин. Работал он вдохновенно, впервые ему досталось задание большого масштаба: создать девять огромных статуй, передать в скульптуре девять различных характеров. И здесь с большой силой проявилось мастерство художника-реалиста, стремящегося сочетать правдивость, точность изображения с проникновением в характер. За работу над памятником Екатерине II в Петербурге Опекушину присвоили звание художника первой степени.

К началу семидесятых годов особенно углубляется интерес русских художников к темам национальной истории. Опекушина заинтересовала личность и деятельность Петра I. Он решил передать в камне и бронзе образ преобразователя России, создал серию его портретов и статую, за которую в 1872 году сыну крепостного крестьянина А. М. Опекушину было присвоено почетное звание академика.

Спустя год произошло знаменательнейшее событие: комитет по сооружению памятника А. С. Пушкину объявил конкурс, предлагая всем русским ваятелям принять в нем участие. Конкурс завершился победой Опекушина. Несколько лет посвятил Опекушин этой работе. Около десятка альбомов пришлось ему заполнить изображениями Пушкина, сделать более тридцати проектов памятника из глины и пластилина, прежде чем начать свой главный жизненный труд.

Пушкин Опекушина до гениальности прост и классически ясен. На пьедестале слова из пушкинского «Памятника»: «... что в мой жестокий век восславил я свободу...»

Этот памятник сама История. Перед ним стояли Тургенев и Достоевский, Репин и Крамской. Они видели и одобрили творение А. М. Опекушина.

Вскоре после завершения работы над памятником Пушкину ваятель приступил к другой своей заветной работе – памятнику М. Ю. Лермонтову. В ней он мог выразить глубокое чувство к одному из любимейших им поэтов. Самым сложным для скульптора оказался вопрос о внешности Лермонтова, чей образ он должен был представить в бронзе. Если при исполнении бюстов и статуи Пушкина скульптор мог видеть маску поэта и ряд превосходных портретов, то на этот раз такой возможности не имел. Портреты Лермонтова были весьма противоречивы и вызывали споры среди тех, кто знал его лично.

И. С. Тургеневу запомнилось выразительное лицо поэта: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз». Известный литератор и беллетрист И. И. Панаев описывает Лермонтова так: «... Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие умные проницательные глаза, невольно производящие, в смущение того, на кого он смотрел долго».

По мнению Опекушина, особого внимания заслуживает автопортрет (1837 г.) в бурке на фоне гор, а еще более – портрет поэта в профиль, написанный с натуры карандашом в 1840 г. на Кавказе однополчанином Лермонтова Д. П. Паленом после валерикского боя в палатке барона Л. В. Россильона. «Профильный портрет поэта весьма важен, даже необходим при лепке бюста», – писал скульптор.

Работая над памятником М. Ю. Лермонтову, Опекушин стремился передать в нем не только портретное сходство, но и создать художественный образ поэта, влюбленного в Кавказ. Ему удалось разрешить одну из труднейших задач монументальной скульптуры: органически связать фигуру поэта с окружающим пейзажем.

Статуя высотой 2, 35 метра отливалась на заводе Морана в Петербурге, и в июле 1889 года была выставлена на дворе литейного завода. Она изображает Лермонтова сидящим на обломке скалы, в задумчивой позе, шинель складками драпируется сбоку, что является важным декоративным и композиционным звеном, связывающим фигуру и постамент в единое целое. У ног поэта лежит раскрытая книга. На челе печать глубокой мысли, взгляд устремлен вдаль. Опекушин специально приехал в Пятигорск с питерскими мастерами, чтобы лично проследить за установкой статуи. Памятник Лермонтову, сооруженный на народные деньги, вот уже свыше ста лет неотделим от Пятигорска.

Последние годы жизни скульптор провел в родных местах, в деревне Рыбницы.

Время не властно над творениями А. М. Опекушина. Народ наш благодарно помнит об авторе лучших памятников гениям земли русской А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову.

Старый скульптор на закате своих дней стал свидетелем падения царизма и свершения социалистической революции. Последние годы жизни были особенно тяжелыми: болезнь, нищета, плохие материальные условия окончательно подорвали его здоровье. Четвертого марта 1923 года он скончался от воспаления легких. Похоронен в селе Рыбницы рядом с могилами родителей и брата. В начале 70-х годов на его могиле установлена плита с надписью: «Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович. 1838–1923».

Опекушина мы никогда не забудем, поскольку живы бронзовые Пушкин и Лермонтов.

М. Дамианиди

// Ставропольский хронограф на 1998 год. – Ставрополь, 1998. – С. 168–172.