Беседы с искусствоведом Ольгой Бендюк

воскресенье, 14 декабря, 2014 - 03:00

14 декабря 2014 года темой последнего, предновогоднего  семинара искусствоведа Ольги Бендюк по истории искусств стали курьезы, случайности, недоразумения, которые так часто случаются  в мире искусства. И, как сказал  Илья Леонидович Гофман: «Искусство – это сборище случайных людей, специально туда попавших». Действительно, насколько случай играет роль в жизни и искусстве? Какова природа случайного?

Случайно приходят в искусство, случайно становятся знаменитыми, успешными, богатыми. Искажает художник правду или, напротив, документально фиксирует события. Как это происходит, намеренно или случайно? Как влияют такие «случайности» на историю, политику, экономику, общественное сознание?

Вряд ли Ганс Гольбейн Младший осознавал, какие события последуют в Англии, когда писал портрет будущей супруги  Генриха VIII – Анны Клевской. Вряд ли предполагал будущий известный советский иллюстратор и народный художник СССР В. Н. Горяев, играя с В. В. Маяковским в бильярд, что именно последний определит выбор его профессии. В 30-е годы прошлого столетия вряд ли предполагала бабушка Сильвия Грэй, открывая комиссионный магазин, что именно здесь поселятся художники и появится дом-коммуна «Elsewhere» («где-то там»), которая поможет оживить депрессивный город Гринсборо. И, уж конечно, не думали художники XVI-XIX веков, что именно их закатные пейзажи помогут современным ученым определять изменения климата и уровень загрязнения атмосферы, происходящие в последние 500 лет.

Помимо случайных удач бывают и случайные неудачи. Так происходит с загадочным английским художником Бэнкси, граффити которого систематически уничтожают случайно, и неизменно по воле властей австралийского Мельбурна. Можно случайно взять вместо денег акции компании и проснуться миллионером, как это случилось с американским граффити-художником Дэвидом Чжоу, получившим акции Facebook за оформление их офиса. А сколько безвестных самоучек так и остались бы безвестными, если бы не случай: случайно нашли на чердаке, случайно увидел арт-критик, случайно купили на распродаже.

Посмертная слава и признание – это не случайность в мире искусства даже для профессионалов, а для «аутсайдеров», великих самоучек, почти закономерность: замечательные рисунки Билла Трэйлора, бывшего раба на плантациях Алабамы, только в 1970-х годах обретут признание. Зачастую великие самоучки создают всего одно произведение, которое становится смыслом их жизни, как Идеальный дворец почтальона Жосефа Фердинана Шеваля, который он строил более 30-ти лет, через 40 лет после его смерти будет объявлен французским правительством объектом культурного наследия; или Генри Даргер, который создал, наверное, самое удивительное из известных произведений наивного искусства – 13-томный роман (более 15 тыс. страниц) «В царствах нереального», над которым работал всю жизнь, и который сам проиллюстрировал тремя сотнями картин и коллажей. Бедный эмигрант, американский художник итальянского происхождения Марино Аурити, работавший автомобильным механиком, в 1950-х построил макет дворца, который, по задумке художника, должен был вместить все знания, накопленные человечеством. Вивиан Майер, чикагская няня, всего за два года до смерти вдруг оказалась великим уличным фотографом, Джон Кейн стал первым американским художником-самоучкой, официально признанным арт-сообществом, Артур Пинаджян, оставивший более 3000 картин и завещание сжечь их после своей смерти, сегодня считается важным представителем абстрактного экспрессионизма, и  многие, многие другие.

Отдельная тема – люди, для которых несчастье – болезнь, врожденная или приобретенная, стала тем импульсом, который помог адаптироваться в новой действительности; изобразительное искусство явилось спасением в сложившейся жизненной ситуации, а мир обрел новые имена самобытных, оригинальных художников.

Такова воля случая. Но случай, удача одаривают только трудолюбивых и упорных людей, и это знали еще древние. Как описал в своей басне «Рыбаки» великий Эзоп.