Родился Василий Ильич Сафонов

Василий Ильич Сафонов

Для Родины моей я сделал то, что мне велели долг и совесть

В. И. Сафонов

В Книге Отчизны есть страница, тисненная золотыми буквами цвета спелой пшеницы: «Ставрополье». Это живое золото тяжелых, словно налитых самим солнцем колосьев – как родовая черта края, неразделимая с его историей и его судьбой. Гостеприимный и благодатный край всегда манил к себе жаждущих полюбоваться замечательными достопримечательностями. Здесь можно обрести здоровье, молодость и красоту у целебных  источников под солнечными ливнями в любое время года. Солнце да причудливое нагромождение гор создали уникальный и чудесный климат на Кавказских Минеральных Водах.

Удивительно ли, что именно здесь находили приют своему вдохновению А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, С. В. Рахманинов и М. А. Балакирев, Ф. И. Шаляпин и В. Ф. Комиссаржевская, Н. А. Ярошенко и А. И.  Куинджи и многие другие деятели литературы и искусства, чьи имена по праву составляют славу Отечества?

Я расскажу сегодня о дорогом, почетном нашем земляке – известном музыканте, дирижере, пианисте и педагоге Василии Ильиче Сафонове, которому исполняется 150 лет со дня рождения.

Сейчас имя В. И. Сафонова у многих на слуху. Мировые конкурсы пианистов, школа, училище, концертный зал, улицы в городах Кавминвод,  названные его именем. Кое-где педагоги пользуются его «Формулой игры на фортепиано». Имя его радостью отзывается в сердцах последователей, среди них немало прославленных пианистов, дирижеров, педагогов. Но как жаль, что нам не удастся услышать музыку в его исполнении, ведь он был превосходный пианист и крупнейший дирижер своего времени. Не сохранились пластинки, и мы даже не знаем, были ли они записаны, нет и старинных восковых валиков. Нам неизвестна звучащая память о Сафонове. Тем дороже,  ценнее письма, воспоминания о нем и рецензии о его творчестве.

На одном из юбилейных торжеств, внук музыканта Илья Кириллович Сафонов преподнес нашему музею альбом с вырезками из иностранных газет с рецензиями на выступления великого маэстро. Это единственный словесный «портрет», живые впечатления от музыки, услышанной в исполнении Сафонова. Я не называю источники использованных мною публикаций, пусть это будет разноголосый хор его почитателей из разных уголков земного шара.

«...Сафонов типично русский, высокий, сильное лицо человека, чья миссия повелевать, он широкоплечий и довольно молчаливый, до тех пор, пока не приходит в восторг от музыки. У него жесткие густые волосы кавказца и стального цвета усы».

«Зачем пользоваться палочкой, у меня их десять, – добавил он, подняв две мускулистые руки, – иногда я пользуюсь одним пальцем, иногда двумя, тремя, иногда кулаком, главное, чтобы звучала достойная музыка...»

Великой заслугой Сафонова была пропаганда русской музыки за рубежом. Это он открыл миру Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Бородина, Скрябина. «Исполнение Пятой симфонии Чайковского было великолепно и вполне заслуженно, звучали овации, которыми публика встретила окончание концерта. Даже волнующее исполнение Артура Никиша несколько лет тому назад нельзя сравнить с этим концертом. Он был классический в истинном смысле этого слова; это выступление стало своеобразным мерилом. Он также велик и могуч, как Чайковский. Чайковский в крови у маэстро Сафонова».

Позже такие же восторженные отзывы были о его концертах из произведений А. Скрябина, любимого ученика, которым Сафонов гордился по праву до конца жизни.

«Василий Ильич был великим артистом, человеком замечательной силы воли, если обычно дирижер повелевает оркестром, то Сафонов владел и залом, увлекая его, покоряя и очаровывая слушателей. Его манера держаться очень уверенно, и чувствуется, что ни один его жест не делается зря, что даже, когда он стоит совершенно спокойно, он воздействует на всех оркестрантов – его руки необычайно красноречивы, возможно, по этой причине его интерпретации полны достоинства, в них нет преувеличений и, если его сравнивать с дирижерами современности, он в одном ряду с Вейнгартнером, Никишем,  Артуром Рубинштейном, Рихтером».

«…Сафонов прекрасный солист и аккомпаниатор. Будучи превосходным пианистом он аккомпанировал коллегам с особой нежностью, бережливостью и любовью. Солист Леон Делофосс прекрасно играет полонезы Шопена, но как мечтательно, вдохновенно сопровождал оркестр Сафонов, как интерпретатор с невероятным личным обаянием (магнетизмом), чье знание и симпатия по всем музыкальным школам и стилям было так велико – знатоков и слушателей поражало. Звучит Леонора № 3 Людвига ван Бетховена – Сафонов протянул руки, прямые руки его необычайно выразительны – и хор (он стоял спиной к публике), все инстинктивно чувствовали, что глаза его участвовали. Как только оркестр начал играть, сразу же стало ясно, что должно произойти чудо. Сафонов наэлектризовал слушателей, и, когда увертюра закончилась, зал не отпускал маэстро, вызывая множество раз на поклон. И вот характерно, он сначала кланялся оркестру, потом почтенной публике».

Лондонская публика в Квин-Холле потрясена дирижерским талантом Сафонова. В зале присутствовали дирижеры многих оркестров, они хотели быть свидетелями этого триумфа, среди них – Аугуст Манн, который очень редко посещал концерты, дирижер Дис Макнот, синьор Арбоз, месье Лондон Финк и Лионел Монктон. Такого созвездия знаменитостей давно не видели стены этого прославленного зала. Звучала Пятая симфония Чайковского – все пришли к заключению – Сафонов раз и навсегда самый знаменитый дирижер современности.

Его гастроли проходят в Бельгии, Австрии, еще в ряде городов Европы, а потом Америка – это не он покоряет мир, а мир потрясен необычным русским талантом.

Рецензент отмечает: «Он работает руками, головой, всем телом, чтобы получить от оркестра желаемый результат, когда исполняются некоторые пассажи форте он буквально становится в позу борца...» В конце концерта Сафонов сам сел за рояль, потрясая слушателей виртуозным владением инструментом. Зал гремел от аплодисментов.

Усилия, направленные на то, чтобы пригласить Сафонова возглавить зарубежные оркестры возникали и раньше, но тогда им владела только Россия, предоставленная свобода позволяет ему вновь вернуться за границу. Лондонский и Брюссельский оркестры наперебой предлагают «золотую палочку маэстро» Василию Ильичу Сафонову. Организован специальный денежный фонд для поддержки музыкантов, которых в один из этих оркестров приглашал Сафонов. Филармоническое общество принимает все усилия, чтобы завладеть этой мировой знаменитостью. А вот интересная беседа с «казаком–дирижером»:

«Высокий, широкоплечий, на бронзового цвета лице густые, белые завитые вверх усы. Василий Сафонов – «казак–дирижер», завтра покоряет Лондон, он больше похож на гвардейца, чем на типичного современного артиста с локонами и бледным ликом...

 «Да, да, кaк вы знаете, мой отец генерал. Что касается меня, быть может, я выгляжу как маршал – но маршал без жезла!».

Отказавшись дирижировать палочкой, он покорял зал руками, волшебными с тонкими чувствительными пальцами, передавал ими самые тонкие нюансы, прелести музыкальных напевов.

– Какие особые преимущества вы получаете при своем нововведении?

– Я могу лучше выразить ceбя и с бoльшeй индивидуальностью.

Я сам, а не кусок дерева, мои руки и тело выражают мою волю на моем языке, языке, на котором говорю с людьми, который они чувствуют и знают...

В Чайковском Россия дала нам одного из наиболее мужественных и выдающихся современных композиторов. Эта же страна подарила нам одного из наиболее мужественных и покоряющих публику дирижеров».

 «Вчера в Карнеги–Холле состоялось невообразимое действо – за пультом стоял казак из России, приведший публику в восторг. Призывает ли он на помощь Бога внезапным быстрым движением левой руки или, как хищная птица, выгребает сердце из духовых инструментов, или приводит себя в ярость или, наоборот в состояние полного покоя – во всех случаях – успех был потрясающим… И как бы там ни было, человек этот оправдал себя во всех отношениях, после встречи с ним публика разошлась, унося в сердцах живую память о нем».

«Человек, рожденный командовать» – так была озаглавлена заметка в нью-йоркском журнале. «О его успехе писали газеты всего мира, но мы хотим отметить особенности, чисто внешние: генеральский сын – он выглядел сам маршалом – стройный, сдержанный, натянутый, как стальная струна арфы; унаследовав отцовскую выправку, придал ей интеллигентность. Его знания и манера говорить предполагают силу ума,  определенность цели и  независимость мышления».

Корреспондент обратился с просьбой поприсутствоватъ на репетиции, Сафонов возразил – дирижер в этот период или создает, либо портит свою репутацию. Судить можно по окончанию черновой работы. Приходите на концерт. После репетиции по дороге домой машина, в которой он ехал, столкнулась со встречной, он повернулся к дирижеру Басби, который ехал рядом и сказал: «Я получил первый удар в Нью-Йорке» (игра слов hit – удар, успех).

После успешных гастролей за рубежом  возобновились переговоры о назначении Сафонова главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра.

«Я не очень стремлюсь к контрактам. В жизни и искусстве больше всего ценю свободу, хотя она и дается самой большой ценой», – говорил маэстро.

Сафонов с честью проделал триумфальное шествие по Европе и Америке, восславив русскую музыку, очаровав ею слух мирового зрителя, за это ему низкий, земной поклон и благодарность, что он был, есть и будет!

Пусть этот разноголосый хор голосов будет юбилейным тостом на торжествах, посвященных его рождению.

По всему миру рассеяны ученики В. И. Сафонова и встречи с ним всегда были праздником и для учителя и для его питомцев. В Джульярдской музыкальной школе работали Иосиф Левин и Розина Бесси–Левина, которая впоследствии стала педагогом знаменитого Вана Клиберна. «Сафонов – мой музыкальный дед!» – восклицал он.

Леонид Николаев, ученик Сафонова, воспитал Дмитрия Шостаковича. Другой выпускник – Федор Кенеман был постоянным аккомпаниатором Федора Шаляпина. Многие питомцы Сафонова работали в разных городах России: в Ростове – М. Прессман, в Киеве – Г. Беклемишев, в Одессе – Ю. Исерлис, в Москве – Е. Калюжная, Э. Розенов, Н.  Метнер, Н. Брюсова. Из «сафоновской мастерской» вышла целая плеяда талантливых музыкантов.

Один из последних концертов В. Сафонова, данный в Москве, был посвящен памяти А. Скрябина. Звучал «Прометей». Партию фортепиано с блеском исполнила вдова композитора Вера Скрябина. Сафонов был на высоте дирижерского искусства. Концерт в честь легендарного ученика стал «лебединой песней» и самого учителя...

Большую память о себе оставили Сафоновы на ставропольской земле. Неподалеку от Георгиевска сохранилась усадьба генерала Ильи Ивановича Сафонова «Ильинка». Красивое двухэтажное здание. Роспись балкона. Резные узоры наличников. Ныне – дом пуст, он ждет разумного использования.

Для удобства жителей этого района И. И. Сафонов вырыл артезианский колодец, обеспечив людей питьевой водой. Долго еще этот источник благодарные жители называли «Сафонов ключ». Василий Ильич продолжил дело своего отца и на станции Минутка близ Кисловодска построил еще один такой колодец. Жители станицы Кисловодской присвоили Сафонову звание «Почетного казака». Он очень дорожил этим званием. И когда  его спрашивали – откуда Вы родом, он в шутку отвечал: «Истерика» («Из Терека»).

Хранил Сафонов и кисловодский дом отца – гостиницу «Парк», построенную в 70-х годах XIX столетия. Многие почетные гости жили в этом доме, всегда наполненном музыкой и отмеченном гостеприимством. Среди них бывали композиторы С. Танеев, А. Скрябин. С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Глазунов, художник И. Ярошенко, писатели А. Чехов, Д. Мамин–Сибиряк, Н. Телешов. Сегодня этот дом – пансионат «Факел» отреставрирован и восстановлен в первозданном виде.

Память о прославленном земляке хранит 1–я музыкальная школа в Пятигорске, носящая ныне имя В. И. Сафонова. В его честь названы также музыкальное училище в Минеральных Водах, концертный зал в Кисловодске, где за пультом дирижера в разные годы стоял Сафонов.

По непосредственной инициативе В. Сафонова  легкая парковая музыка духовых оркестров с непритязательным репертуаром нашла соседство с серьезной симфонической музыкой. В. Сафонов выдвинул девиз: «Если Кисловодск лечит сердце, то лечить его надо и высокохудожественной музыкой».

27 февраля 1918 года в Кисловодске перестало биться сердце «баяна русской музыки».

В книге, изданной в Одессе в 1918 году «Венок на могилу Сафонова», есть такие слова: «Имя Сафонова окружено ореолом славы, которую он приобрел благодаря своему могучему артистическому таланту, а также сильной железной воле, которая не знала преград для достижения цели на музыкальном поприще. Василий Ильич был выдающимся пианистом, редким педагогом, что и дало возможность создать ему плеяду пианистов известных музыкальному миру. В области же дирижерского искусства он занимал одно из первых мировых мест. Его глубокое понимание стиля и увлечение мастерством исполнения как русских авторов, так и классиков заставляло преклониться перед его крупным дирижерским талантом. Всем известно, как трудно вообще русскому артисту заслужить симпатии и внимание за границей, но выдающееся дарование Василия Ильича не знало этих преград и достигло колоссального успеха как в Европе, так и в Америке, заставив полюбить и уважать русское творчество».

Память о Сафонове, особенно в последние годы, вновь возрождается в сердцах благодарных потомков.

В музее музыкальной и театральной культуры Государственной филармонии на КМВ в мемориальном зале, посвященном знаменитому земляку, хранятся подлинные вещи, фотографии, документы, афиши, рассказывающие о его триумфальном шествии на музыкальный Олимп, портрет работы В. Парижера, бюст скульптора О. Твида. В музее проводятся «Сафоновские музыкальные собрания», а в залах филармонии – торжественные концерты, фестивали, конкурсы пианистов, названные его именем.

Пешеходу, поднимающемуся по лестнице к зданию филармонии, непременно бросается в глаза прекрасно выполненный кисловодским скульптором Г. Курегяном бюст Сафонова. Надолго запоминаются черты лица Василия Ильича – истинного сына России, любившего Родину и Кавказ безмерно, много сделавшего и для развития музыкальной жизни Кисловодска, где нашел он свой последний земной приют.

Похоронен Василий Ильич на старом Кисловодском кладбище у стены вновь воссозданного собора рядом с могилой Н. А. Ярошенко. Дирекция филармонии заказала мемориальное надгробие – это скромная дань выдающемуся музыканту.

Главный памятник, который сам себе воздвиг В. И. Сафонов, –неутомимая подвижническая работа на музыкальной ниве Отечества, блестящее мастерство пианиста, педагога и дирижера.

Б. М. Розенфельд

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 27–34.