«Цветные тени света» искусствоведа Ольги Бендюк

Цикл бесед с искусствоведом Ольгой Бендюк по истории искусства в 2013 году открылся темой «Цветные тени света».

Интерес к проблеме света сопутствует искусству на протяжении всей его истории. Издавна свет  противопоставляли мраку: свет – это жизнь, животворящая сила; мрак – это смерть и разрушение. Но так ли уж свет и тень непримиримы? Белое и черное –  крайности, но крайности, немыслимые друг без друга, ведь тьма – это инобытие света; сам свет произошел из мрака хаоса и ночи. Когда Бог сотворил небо и землю, то вначале не было никакого цвета: земля была безвидна и пуста. Именно свет символизирует первый день Творения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы».

Отделение света от тьмы, космоса от хаоса является основой всех эстетических и философских представлений о мире. Свет естественно отождествляют с божеством:  практически во всех древних культурах мудрецы сходились в одном: Свет – это Бог. Свет наполняли символическими значениями и одновременно пытались понять физическую, материальную его природу. Ведь именно при свете дня мы видим все красочное многообразие мира. Помните детский цветовой алфавит: каждый охотник желает знать, где сидит фазан… Значит, свет скрывает все цвета? В XVIII–XIX веках это будет доказано физикой, оптикой цвета. А пока обожествляются естественные источники света – Солнце, Луна, звезды – и Свет становится ведущей категорией в культуре и искусстве; а видимый нашим зрением цвет приравнивается к свету.   

До ХХ века человечество жило в одном – дневном  режиме или в ночном  освещении от  пламени свечи, масляной или керосиновой лампы. Полученный в конце XIX века электрический свет коренным образом изменил жизнь человека.

История взаимоотношений света и тени, света и цвета запечатлена в памятниках архитектуры, скульптуры, живописи. Начиная от пещерных росписей, выполненных первобытным художником, и вплоть до модернизма отношения эти были неровными: иногда торжествовал свет (как в христианском искусстве  и в период Средневековья), иногда тень (как в искусстве маньеристов); в эпоху Возрождения – недолгое примирение. А для стран Востока и Передней Азии такой проблемы как будто и не существует. В XX  веке не только свет, но и цвет восторжествуют, а новые искусства – фотография и кинематограф открыли в этой тысячелетней истории новые страницы.