Открыт краевой театр музыкальной комедии

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВОЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ

Первые государственные театры музыкальной комедии в стране были открыты в Москве в 1927 году и в Ленинграде в 1929 году. На периферии создание театров этого жанра относится к тридцатым годам; они возникали, как правило, на основе ранее сложившихся коллективов, которые кочевали из города в город, оседая в каждом из них на немногие месяцы. Такие коллективы подчас носили наименование какого-либо города, но их связь с ним была почти номинальна. Так происходило до тех пор, пока труппа не получала стационарного помещения.

Ежегодно в городах и районах края гастролировали музыкально-драматические украинские театры; по нескольку месяцев в Ставрополе, Пятигорске и других городах работал Чеченско-Ингушский театр, которому в марте 1939 года было предоставлено сценическое помещение в Пятигорске в здании бывшего Народного дома. В октябре того же года теперь уже краевой театр музыкальной комедии открыл свой первый театральный сезон опереттой Б. Александрова «Свадьба в Малиновке».

Накануне оккупации Пятигорска актеры были эвакуированы на Дальний Восток. Вернувшись в 1943 году в разоренный полуголодный город, санатории которого были превращены в госпитали для раненых, труппа театра с особым энтузиазмом принялась за работу. Восстанавливали старые спектакли, работали над премьерами, создавая образы героических личностей, отдающих жизнь служению Родине: «Девушка из Барселоны» Б. Александрова, «Раскинулось море широко» Н. Минха, «На берегу Амура» М. Блантера.

В послевоенные годы были поставлены такие оперетты популярных отечественных композиторов, как «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Трембита» Ю. Милютина, «Самое заветное» В. Соловьева-Седого, «Севастопольский вальс» К. Листова и другие. На сцене театра звучали и прекрасные мелодии И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, Ф. Легара. Разнообразный репертуар театра вызывал огромный интерес зрителей, рос его художественный авторитет в крае.

В историю становления и развития театра немало славных страниц вписали талантливые мастера М. Нильский, Ф. Ушаков, М. Матвеева, Ф. Казаков, С. Андреев, О. Грекова, Г. Доре, заслуженные артисты РСФСР Т. Новикова, П. Алдахин, Е. Зайцева.

Свой творческий путь на сцене театра начинали популярный артист театра и кино, народный артист СССР Михаил Водяной, заслуженный артист РСФСР Матвей Ошеровский, режиссер и народный артист УССР Дмитрий Шевцов, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. Много лет музыкальным руководителем театра был талантливый дирижер А. Боровик, сын которого известный писатель, драматург и журналист Генрих Боровик в начале своей творческой деятельности работал в том же театре. Вспоминая о Пятигорске тех лет, он рассказывал: «Культурным центром города и во время войны и после был театр. Актеров все очень любили... Через много-много лет в Болгарии я встретился с советником нашего посла. Он рассказывал, как во время войны лежал в Пятигорске в госпитале с перебитым позвоночником и думал, что останется на всю жизнь недвижим. А хирург Богораз, который делал ему операцию, говорил на каждом обходе: «Если у вас есть здесь друзья, пусть они тащат вас хоть на носилках в театр смотреть «Сильву», «Марицу», «Веселую вдову». Главное лекарство – хорошее настроение». И этот наш театр его действительно вылечил. А когда я спросил, кто из актеров запомнился больше всего, то он сразу сказал, что больше всего радости доставляла ему Мария Матвеева – а это моя мама. Однажды к маме пришла за кулисы Мария Владимировна Миронова – она отдыхала в Кисловодске, – пришла специально сказать, что давно не видела таких актрис в оперетте. Благодарила маму со слезами на глазах... В нашем театре я, конечно же, видел все спектакли. И даже сам там работал, когда учился в седьмом классе, помощником электрика. А в девятом классе, бывало, выходил на сцену статистом. На меня надевали фрак и давали блестящие калоши – лаковых ботинок не было, – и я маячил где-то на заднем плане в толпе счастливых джентельменов во фраках».

Не раз радовали зрителей своими актерскими удачами заслуженные артисты РСФСР В. Морщинин, Л. Храмов, В. Хлевной, артисты А. Вахонина, Л. Кизиева, Г. Юркевич, Л. Стрельникова. Со дня основания театра и до недавнего времени работал его главным художником заслуженный художник РСФСР И. Арлачев.

И сегодня коллектив театра имеет сильный творческий состав. С полной отдачей работают над новыми образами талантливые актеры: заслуженные артисты Российской Федерации И. Комленко, Н. Смирнов, С. Молчанова, А. Абалмасов, артисты С. Динейкин, Б. Бунеев, З. Зайцева, Е. Зайцев, Г. Перерва, Н. Таланова. Вдохновенно работают ведущие специалисты театра во главе с художественным руководителем М. Ковальчиком главный балетмейстер Т. Шабанова и главный хореограф Н. Кильман, дирижер Л. Шабанов, прошедший школу лучших театров бывшего Союза.

Набирает силу молодое пополнение, для привлечения которого при театре открыто два факультета – один на базе Минераловодского музыкального училища, другой – Ставропольского училища искусств. К тому же театр имеет связь с консерваториями Юга России – Саратова, Астрахани, Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону…

А. Коваленко

// Ставропольский хронограф на 1999 год. – Ставрополь, 1999. – С. 290–295.