Искусство красть искусство. Часть 2

воскресенье, 29 марта, 2015 - 03:00

29 марта 2015 года искусствовед Ольга Бендюк продолжила тему преступлений против искусства «Искусство красть искусство. Часть 2». Из трех возможных вариантов на первой встрече мы рассмотрели только первый, а именно: подделку и/или замену оригинала. Остались два: похищение и уничтожение.

В отличие от первого, эти случаи более печальны, они ведут к потере памятника, что связано уже с пороками не отдельно взятого человека, но целого общества: уничтожение по идеологическим или политическим причинам, военный вандализм.

Благодаря кинематографу сложился обаятельный, интеллектуальный образ похитителя шедевров: Питер О'Тул («Как украсть миллион»), Шон Коннери («Западня»), Пирс Броснан («Афера Томаса Крауна»). Реальность гораздо грубее. Кража произведений – не приключение из любви к искусству, а прежде всего прибыльный бизнес. Сегодня этот вид деятельности занимает «почетное» 4-е место по обороту денег вслед за торговлей наркотиками, оружием и отмыванием денег.

Как и подделка, кража – ремесло древнее. Крали со времен египетской цивилизации: грабили гробницы и храмы. Как и в любой другой области, здесь есть своя эволюция, закономерности и пристрастия: массово красть начали в XX веке. К этому времени все знаменитое, шедевральное, редкое уже «осело» в частных собраниях и музеях. Но желание обладать сильнее. Остается кража. Крадут по разным причинам: перепродать, «под заказ», с целью выкупа. Как говорится, возможны варианты. Рассматривать историю краж можно с разных точек зрения.

Есть «ограбления века», вошедшие в историю, как кража «Джоконды» в 1911 году. Есть «любимые» авторы: Пикассо, Ван Гог, Дали, Шагал. Есть «любимые» места, как поместье Рассборо-Хаус в Ирландии, которое грабили 4 (!) раза. Есть работы «на вынос», как портрет кисти Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна Третьего», которого также крали 4 раза, и каждый раз он удивительным образом возвращался в свой музей. Есть исчезнувшие навсегда, как 12 работ из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, украденные в 1990 году, – и в этом году музей отмечает своеобразный юбилей – 25-летие со дня кражи. Есть ограбления классические «под покровом ночи», и дерзкие – вооруженные нападения среди бела дня. Есть свои герои: арт-детективы-одиночки, как Чарлз Хилл (Великобритания) или Роберт Уиттман (США), ставшие легендами сыска; и есть специализированные отряды по борьбе с арт-преступлениями, как «Команда карабинеров по защите культурного наследия», созданная в Италии еще в 1969 году. Наконец, есть запутанное законодательство разных государств и континентов, которое не всегда становится на защиту собственника-потерпевшего. Есть практически «узаконенный» грабеж в виде трофейного искусства, искусства в качестве военной контрибуции. И есть понимание во всем мире, что искусство и культуру необходимо защищать. Защищать в мирное, и, особенно, в военное время.

Все это: трагедии, курьезы, законы, статистика – и соединяло канвой тему беседы.