Родилась Галина Прокопьевна Андрианова

СЛУШАЯ МУЗЫКУ СЛОВА

У вас талант человечности. Вы, как художник, чувствуете музыку слова, все его оттенки…

Из письма писателя Л. Жарикова к Г. П. Андриановой

О произведениях известной ставропольской писательницы Г. П. Андриановой можно сказать много лестных слов, но основное в них – именно «талант человечности», доброе отношение к людям, честность и искренность ее героев.

Галина Прокопьевна Андрианова родилась 16 апреля 1927 года в Новосибирской области (станция Яшкино Тайгинского района).

По окончании техникума железнодорожного транспорта на небольшой сибирской станции Тайга, где она получила специальность техника-механика, тринадцать лет проработала на инженерных должностях в локомотивном депо г. Джезказгана Карагандинской железной дороги. Наверное, место ее рождения – небольшая станция, где жизнь тесно связана с большими и малыми поездами, проносящимися мимо, определило и выбор ею будущей профессии, и героев ее первого произведения «Мы – машинисты».

После Джезсказгана Г. П. Андрианова пять лет проработала в школах Целиноградской области. В газетах «Гудок», «Гудок Красновосточника», «Угольная магистраль», «Джезсказганский рабочий» появились ее первые статьи, рассказы и очерки. В 1961 году Андрианова закончила Литературный институт им. А. М. Горького.

В 1964 году в Алма-Ате вышел сборник писательницы «Человек учится ходить» и в том же году она была принята в члены Союза писателей СССР. Г. П. Андрианова занималась журналистикой, работала редактором Целиноградской студии телевидения.

 Около двух десятилетий ее жизнь и работа были связаны со Ставропольем. Галина Прокопьевна тесно сотрудничала со «Ставропольской правдой» и «Молодым ленинцем», занималась редактированием передач Пятигорской телестудии. И всегда находилась в гуще жизни – выступала перед городскими и сельскими читателями, была членом бюро краевой писательской организации, возглавляла ревизионную комиссию местного отделения Союза писателей СССР.

Главными героями ее произведений всегда оставались люди труда. «Автор хорошо знает людей, о которых пишет, и поэтому не нуждается в выдумках, способных хоть чем-то «заменить» в глазах читателя и фактическую и художественную достоверность изображаемого», – отметил в рецензии о творчестве Андриановой писатель Алексей Карцев.

Герои первых ее произведений – транспортники, среди которых прошли первые годы самостоятельной жизни писательницы.

Транспортные вопросы – вопросы века… «Ездить, летать, плавать – скорее, скорее, скорее! Человек спешит, торопится успеть, транспортные скорости растут, а человек вместе с автомобилем, поездом, самолетом все-таки опаздывает, и эти опоздания не зависят, не всегда зависят от него самого: человек в плену у машины, у скорости», – отметила в повести «Скорость» (1985) Андрианова.

В этом произведении правдиво показано состояние железнодорожного транспорта и жизнь рабочих локомотивного депо. Основу повести составляет конфликт между людьми, которые хорошо видят будущее отрасли, знают пути ее развития, и теми, кто препятствует каким-либо изменениям, отстаивая консервативные порядки. Автор произведения ставит на первое место честное отношение людей к труду, не забывая о том, что все люди разные по своим характерам, устремлениям.

В локомотивное депо был назначен новый начальник Максимов – энергичный, умный, который старается перестроить работу согласно новым требованиям. Ему досталось депо, которое не справляется с возрастающим грузооборотом. Скоро будет сдан в эксплуатацию угольный бассейн и грузопоток резко возрастет. Поэтому необходимо увеличить скорость составов, их грузоподъемность, снизить себестоимость перевозок, улучшить ремонт локомотивов; требуется реконструкция ремонтного цеха.

Заместитель Максимова по эксплуатации Самородов – полная ему противоположность, которого не интересуют перспективы локомотивного депо, и он использует свое служебное положение ради личного обогащения.

Самородов не мог спокойно видеть красивую или ценную вещь, которая принадлежала не ему. Он задавался целью купить, достать, приобрести любыми путями такую же и… приобретал, не смущаясь при этом запустить руку в карман государства.

Машинист тепловоза Воронков согласен ради интересного эксперимента перейти на нижеоплачиваемую работу. Другой машинист Осокин убегает из кабины тепловоза, заметив аварийную ситуацию, а помощник машиниста Игорь Демьянов сумел в считанные секунды предотвратить крушение поездов.

В повести «Скорость» показаны жизнь и труд работников локомотивного депо, их семейная жизнь, поднимаются проблемы производства, встает образ современного высокообразованного рабочего.

«Какая четкость, слаженность и взаимосвязь нужны, чтобы на транспорте все взаимодействовало, кружилось, двигалось в нужном направлении. Кажется, все это под силу только роботам и машинам, но нет – все люди… Обыкновенные люди с их тяготами и заботами, стремлениями и интересами, привязанностью и любовью».

«У человека должна быть железная уверенность в правоте дела, которому он служит: среди тысяч мелочей текущих забот, среди множества встреч и влияний не потерять главное ради чего живешь – счастье, добро и совершенствование мира… Это как стержень личности, твердыня судьбы… Есть на паровозе такая деталь – шкворень называется и на телеге – шкворень и в автомобиле – шкворень. Потеряй, сломай – рассыплется агрегат. Душу человеческую тоже держит такой шкворень, идеал, что ли…», – отметила писательница в повести «Мы – машинисты».

Это произведение описывает жизнь машиниста электровоза Василия Александровича Чумакова, которому рано пришлось начать работать. Ему по душе был встречный ветер, врывающийся в открытое окно, нестареющее чувство волнения перед каждой поездкой. Время унесло бремя неудач, сгладило горечь неприятностей и обид, оставив незамутненную радость побед, восторг удач, удаль и бесстрашие молодости…

Другим героем повести «Мы – машинисты» является помощник машиниста Саша Белоглазов, который в любом случае жизни никого не выдаст и не подведет. Человек он солидный, медлительный, молчаливый.

Некоторые страницы повести посвящены кочегару Вадиму Егоровичу Туманову, который любил рыбалку и однажды спас жизнь мальчику, провалившемуся в воду у берега реки. Об этом происшествии была напечатана статья в газете.

На транспорте не должно быть людей маленьких и профессий неприметных. Сегодня, например, от небрежности и равнодушия работника склада топлива мог пойти насмарку труд многих людей, подготовивших тяжеловес. Только полное взаимодействие, дружба и контакт всех служб помогут машинистам водить такие поезда.

С большим пониманием и любовью пишет о железнодорожниках Андрианова. Она считает, что машинист должен иметь чуть ли не музыкальный слух. Александр Белоглазов, например, совсем не наделен обычным музыкальным слухом: все песни он насвистывал на один мотив… А вот слушать металл он умел… Секрет особого слуха механика прост: плотное соединение – крепкий металл звенит, все ослабшее дребезжит, на стук отвечает глухо.

Книга «Наедине с собой» – это повесть-дневник учительницы Нины Александровны, который ведет сама героиня, щедро и доверчиво откры-вая перед читателями мир своих мыслей, чувств, переживаний, забот.

Учащийся Степан Иваненко спустил на новую учительницу собак, чтобы она, испугавшись, не прошла в дом жаловаться родителям, так как прежние посещения учителей заканчивались для него очень неприятно. Девятиклассник Сергей Валахов отразил в сочинении мечту о красивой жизни, которую могут принести только деньги, лишь позже он поймет цену своей мечты, когда его приятели поздним вечером станут снимать часы с руки Нины Александровны.

У доярки Марины Субботиной из 10-го класса вечерней школы произошел разлад в семье, пятиклассницу Нину Самохину мать заставляет торговать овощами на рынке, кормить многочисленных домашних животных. Молодая учительница стремится завоевать любовь и уважение своих учеников. Спор Нины Александровны с учительницей русского языка Татьяной Алексеевной становится главной проблемой повести «Наедине с собой».

В ней показана бессердечная, очковтирательская арифметика Татьяны Алексеевны и директора школы Лидии Ивановны, для которых главное в деятельности – «средний процент успеваемости».

Тематика рассказов Андриановой «Огневка», «Лисица-сестрица», «Рабочие рукавицы», «Право на мужество», вошедших в книгу «Право на мужество» (1975) разнообразна, но все эти произведения объединяются главной мыслью автора – моральная красота и чистота человека.

Искусство учит жизни. Знание характера одного человека, даже если вы очень хорошо знаете этот характер, еще не вся жизнь, и знание это относительно. Человек живет, характер его меняется, а герой книги остановил мгновение и остался вечно юным и вечно живым. Герои несут в себе заряд мужества целых поколений, а учащийся десятого класса, герой книги Андриановой «Парень с улицы» Николай Посохов – маленькая частица, атом этого заряда, и он еще ничего не сделал для Родины, так думает учительница литературы Нина Александровна.

Стремиться посеять доброту в других трудных детях – в этом видит свою задачу Нина Александровна. Она хочет видеть мир прекрасным, а окружающих людей добрыми, счастливыми, чуткими. Молодежь нуждается в хороших примерах, советах педагогов, родителей. Трудными подростками не рождаются, такими они становятся. Раз упустили, недостатки необходимо исправлять взрослым.

Документальное повествование Г. Андриановой «Парень с улицы» (1976) – это живой, убедительный рассказ о том, как под влиянием чутких, отзывчивых, добрых сердцем людей, способных на самопожертвование, из трудных подростков воспитываются люди, полезные обществу, стране. «Не так важно, чтобы человек много знал, а чтобы хорошо знал, не чтобы знал наизусть, а чтобы понимал, не чтобы ему до всего понемножечку было дело, а чтобы его что-нибудь особенно сильно интересовало…» – об этом размышлял в своих трудах польский педагог, писатель, врач Януш Корчак.

Главная героиня повести «Парень с улицы» была хорошо знакома со многими произведениями Корчака и на практике осуществляла его науку о детях, людях и его принцип о том, что «ребенок, прежде всего человек, которого внимательный педагог должен изучать и относиться к нему с уважением и доверием». Главным в работе педагога Корчака были самовоспитывающая активность детей, формирование в детском коллективе и у отдельных воспитанников умения и навыков «самопознания, самоконтроля, самооценки и самоуправления».

Педагогические проблемы, жизнь педагогов и учащихся школы поднимает приключенческая повесть «Операция «Золотой крест» (1983), построенная на остром сюжете. Авторы ее Галина Прокопьевна Андрианова и Алексей Иванович Никитин ведут разговор о нравственной позиции подростка, о становлении характера, активной жизненной позиции, о преемственности лучших традиций старшего поколения.

Галина Прокопьевна не только писала свои произведения о жизни и труде людей разных профессий, но и посвятила свои лучшие произведения женщинам. Долгие годы она работала над автобиографическим романом «Полынь и мед» (1987), в котором наиболее ярко проявился ее талант. Произведение охватывает события от дореволюционного времени до середины пятидесятых годов прошлого века и описывает судьбы женщин трех поколений. Каждая из них интересна и своеобразна: безграмотная Акулина Ивановна, которая занимается домом и семьей, участница событий гражданской войны Мария и ее дочь журналистка Наталья.

Мария Зарубина, дочь вятского кузнеца-переселенца, прошла трудную жизнь с драматическими событиями и опасностями. В начале романа – это простая сельская девушка, отличающаяся чуткостью к окружающим и ранимостью души. Она была связной партизанского отряда, действовавшего в тылу колчаковских войск для захвата золотого эшелона, работала санитарной сестрой в госпитале, заведующей рабочей столовой. Мария Зарубина всю жизнь прожила в таежных местах, а все не могла надивиться неистощимому богатству и роскоши лесных кладовых. Умный, хозяйственный да ухватистый человек найдет в тайге для себя все: и жилье, и одежду, и прокорм. Приходилось ей нашивать из тайги пучки да колбу, едать саранки да ир, носить корзинами ягоды да грибы, добывать белку да куропатку – всего вдосталь в таежной кладовой: ценный орех кедровый, малина, смородина, черемуха – вот они, протяни руку, рви, ешь, корми людей.

Хроника событий и поступков героев являются главными в романе «Полынь и мед». Дочь Марии Наташа, студентка железнодорожного техникума, практикантка в поездной бригаде, техник в железнодорожном депо, также как и мать, человек чуткий и отзывчивый. В конце романа она стала работать журналисткой в областной газете. Помешала Марии Зарубиной выйти замуж за Павла Воронцова цыганка Роза и похожее совпадение случилось и у ее дочери Наташи, у которой любимого человека «перехватила» дочь Розы Женя.

«Леонид разучился понимать жену и не заметил, когда это случилось – ему казалось, она всегда была понятна, как открытый букварь. Наталья уже в поезде молча прокомментировала и это обстоятельство:

Слова надежды и печали
Или молчания печать…
А он привык в устах любимой
Их явный смысл не замечать…»

«Душно пахли степные травы: медом потянуло от малиновых цветков татарника, сизый полынок дохнул нежно и горько, от тихого ручья донесло дуновение аромата полевых гвоздик. Еще час… и раскрылись крохотные фиолетовые цветы ночных фиалок… Вот они, полынь и мед жизни».

Через природу Андрианова показала главный смысл романа – осознание человеком своего достоинства, а также бесценного дара жизни, в гуще которой живут героини романа.

Последняя повесть писательницы «Хуторянка» (1990) посвящена женским судьбам, учителям сельской школы. Особенно ярко описан образ главной героини, учительницы вечерней школы Анны Ивановны Фирсовой, которая вместе с отцом и мужем пыталась возродить к жизни хутор Медовый, ставший неперспективным. В этом произведении традиционно отражаются и проблемы воспитания.

«Вадим пытался причесать Анну – каждая женщина хороша собой, если она причесана и красиво одета, – убеждал он жену. – А уж учительница, как и актриса, в силу своей профессии должна особенно тщательно выбирать себе прическу и платье. Красота – вещь относительная. Дело не в ней. Красота подвижного лица, обаяние, некоторая театральность присуща работе каждого настоящего учителя…»

В одном из своих произведений Г. Андрианова вспоминала высказывание М. Горького: «Я знаю – будет время, когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другими!..»

Жизнь людей – краткий миг в океане вечности. С нею связаны все наши надежды, радости, счастье. Как говорил писатель Владимир Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Счастье – лучший университет, который завершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. Жизнь – это не те дни, которые прошли, а те, что запомнились, остались в памяти людей.

Жизнь – это вспышка молнии, мгновенье.
И говорят, нам в долг она дана.
Но есть в ней даль, ведущая к забвенью,
И эта даль тревогами полна…

Б. Х. Тхайцухов

Галина Прокопьевна Андрианова скоропостижно скончалась на шестьдесят седьмом году жизни, 7 июня 1993 года.

Е. Б. Егорова, Т. Н. Кузьменко

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 57–63.