Плагиат или «все украдено до нас»

воскресенье, 26 апреля, 2015 - 03:00

 Встреча  с искусствоведом Ольгой Бендюк «Беседы по истории искусства» 26 апреля 2015 года была посвящена актуальной теме плагиата. «Искусство красть искусство» – три встречи первого полугодия 2015 года охватили основные криминальные направления в сфере искусства: подделку, кражу, плагиат.

Из всех видов собственности наиболее уязвима интеллектуальная. Авторы и исполнители «одалживают» друг у друга все, что можно: мелодии, стихи, идеи, визуальный ряд... Это плагиат. При этом плагиат – единственный вид кражи, при котором вор сообщает свою фамилию. Хотя и сами авторы далеки от щепетильности в данном вопросе. Жан-Люк Годар: «Не важно, откуда вы берете – важно куда». Пабло Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют». Стив Джобс: «Когда-то Пабло Пикассо сказал: "Хорошие художники копируют, великие художники крадут". Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других».

О том, что плагиат – умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности – дело древнее, говорит история зарождения и развития авторского права, зачатки которого мы видим уже в античной Греции.

Но если для письменных и музыкальных произведений (в литературе, по утверждению специалистов, лишь 36 сюжетов, в музыке больше семи нот не придумаешь) все-таки выработаны критерии определения плагиата, то изобразительное искусство, куда, помимо традиционных видов, сегодня входят фотография и вся сфера дизайна (от промышленного до видеопродукции), – это бескрайние возможности для всякого рода воспроизведений уже сделанного. И главное, все объяснимо: художественное заимствование, реминисценция со множеством идейно-художественных признаков, вольные копии, подражания и много-много еще чего, что постоянно держит зрителя в напряжении: «Где-то я это уже видел» (что не так плохо, заставляет не расслабляться, а расширять свои знания в области истории искусств). А уж эстетика постмодернизма, где главным принципом является ирония, породила массу вариаций на тему шедевров мирового искусства. Но это действительно была эстетика, программа, где есть теоретическое обоснование задач, которые ставил перед собой художник-модернист.

Дальше – больше. Сегодня можно заказать фото или живописный портрет, вставив свое лицо в историческое полотно Давида или Левицкого; можно прорекламировать белье, парфюмерию, ювелирные украшения, спортивный инвентарь или обувь, примерив данную продукцию на Давида Микеланджело или на одну из Афродит (спасибо грекам и римлянам). Что называется, любой каприз за Ваши деньги. Бог с ними с древними, сроки их авторских прав уже давно вышли за давностью лет. Куда интереснее украсть у коллеги-современника. А критик превратит вас либо в «тонкого мастера реминисценций», либо объявит «негодяем-плагиатором», все зависит от определенных обстоятельств. Созданы все условия. Международное право выработало законодательство в области авторских и смежных прав, где расписаны права автора и правообладателя; есть индустрия (здесь авторы, исполнители, корпорации по воспроизводству и реализации интеллектуального продукта и пр.), для которой эти законы созданы. Иначе, есть игра, есть правила, их можно поддерживать, можно нарушать.

Но, не вдаваясь в тонкости юриспруденции, наша задача была рассмотреть еще один способ, почти законный, «красть искусство».