Вышел указ императрицы Екатерины II о создании Азово-Моздокской укрепленной линии

АЗОВО-МОЗДОКСКАЯ  ЛИНИЯ  И  ЕЕ  РОЛЬ  В  СТАНОВЛЕНИИ РОССИИ  НА  ЮЖНЫХ  РУБЕЖАХ

…В течение 1775–1776 гг. под общим руководством князя Г. А. Потемкина был разработан проект устройства линии, который Екатерина II подписала 24 апреля 1777 г. Согласно этому проекту Азово-Моздокская линия состояла из 10 опорных крепостей. На практике выяснилось, что одна крепость на реке Буйволе оказалась лишней, поэтому конечный вариант подразумевал устройство 9 крепостей, которые располагались в следующем порядке после Моздока:

Св. Екатерины (ст-ца Екатериноградская в Кабардино-Балкарии);

Св. Павла (г. Новопавловск);

Св. Марии (у современного пос. Фазанного Кировского района);

Св. Георгия (г. Георгиевск);

Св. Александра Невского (с. Александровское);

Северная (с. Северное);

Ставропольская (г. Ставрополь);

Московская (с. Московское);

Донская (с. Донское).

Таким образом, 8 из 9 крепостей линии располагались на территории Ставропольского края.

Для строительства линии направлялись Владимирский драгунский и Кабардинский пехотный полки, Волжский и Хоперский казачьи полки, а также два батальона егерей.

Для прикрытия работ прибывали два казачьих полка с Дона, которые должны были совершать разъезды и нести дозорную службу.

При каждой крепости, которая занималась частями регулярной армии, ставились оседлые казачьи станицы. Тем самым линия обретала своих постоянных жильцов и защитников. Не зря горцы говорили: «Укрепление – это камень, брошенный в поле, дождь и ветер снесут его; станица – это растение, которое вписывается в землю корнями и постепенно застилает и охватывает все поле».

Линия делилась на две дистанции: левую, от Моздока до Александровской крепости, с центром в Георгиевске; правую, от Северной до Маныча и Дона, с центром в Ставрополе. Командование всей линией на начальном этапе находилось в Георгиевской крепости.

Вновь присоединенные земли входили в состав Астраханской области. Общее руководство по созданию линии возлагалось на астраханского генерал-губернатора И. В. Якоби, которого Потемкин рекомендовал Екатерине II как «испытанного уже в пограничных делах начальника». Непосредственным командиром линии являлся полковник Н. Ладыженский. Надзор за строительством фортификационных сооружений на линии осуществлял подполковник И. Герман. Это был опытный топограф и строитель, который до этого участвовал в устройстве границ с Польшей, Финляндией, Ираном, а также линий по Уралу и Дону. В дальнейшем он стал генералом и прославился разгромом турецкого корпуса Батал-Паши в 1790 г.

Возведение линии началось летом 1777 г. В первую очередь строились  крепости левого (восточного) фланга, стыковавшегося с Терской кордонной линией, которую теперь стали называть старой линией.

К началу октября левая дистанция из пяти крепостей и вспомогательных укреплений была в основном отстроена. Для завершения работ и несения регулярной пограничной службы здесь оставались Кабардинский пехотный и Волжский казачий полки.

Владимирский драгунский полк под командованием полковника И. Шульца перебрасывался на правый фланг, где уже в двадцатых числах октября были заложены Северная и Ставропольская крепости. Прикрытие работ с частичным участием в строительстве осуществлял полк донских казаков в пятисотенном составе.

В 1778 г. Ставропольская и Северная крепости были закончены. Западнее Ставрополя линия достраивалась позже.

Нам удалось выяснить фамилии первых строителей и комендантов крепостей: Екатериноградская – капитан Гиль, Павловская – капитан Денисов, Марьинская – капитан Бас, Георгиевская – полковник Барабанщиков, Северная – майор Гартог, Ставропольская – полковник Шульц. Как видим, строительство и руководство центральными Георгиевской и Ставропольской крепостями поручалось полковникам, а второстепенными укреплениями – чинам пониже.

В связи с этим следует внести одно уточнение, касающееся строительства Ставропольской крепости. До недавнего времени исследователи данной темы связывали  основание  Ставрополя  с  полковником  Н. Ладыженским. Г. Н. Прозрителевым в 1916 г. на территории бывшей Ставропольской крепости восточнее алтаря полковой церкви было исследовано захоронение с останками в форме полковника, датируемое концом XVIII в. Г. Н. Прозрителев предположил, что это мог быть Н. Ладыженский. Такой версии затем придерживались и другие исследователи Ставропольской крепости.

Однако последние разыскания показали, что в 1782 г. Н. Ладыженский, будучи уже в звании генерал-майора, перевелся вслед за И. В. Якоби в Оренбург, затем в Иркутск, после чего его следы  затерялись.

Архивная биография полковника И. И. Шульца обрывается на периоде его службы в Ставропольской крепости. Поэтому логичнее было бы предположить, что непосредственный строитель крепости И. И. Шульц погиб или умер в Ставрополе, где и был похоронен у алтаря полковой церкви.

В 1778 г. и в 1779 г. Азово-Моздокскую линию и Ставропольскую крепость посещал и инспектировал А. В. Суворов, который дал высокую оценку проделанной работе...

Охонько Н. А.

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 246–247.