Родился Григорий Григорьевич Гагарин

ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГАГАРИН

XIX век. Россия основательно заинтересовалась кавказским краем, хотела знать, как выглядят кавказцы, какие у них обычаи, во что верят. Этот интерес усиливала изнурительная многолетняя Кавказская война.

Кавказская тема получает наибольший расцвет в поэзии и прозе, в живописи. Многие художники в ту сложную пору стремились попасть на Кавказ. Здесь, получив полную свободу творчества, они могли выбирать темы, сюжеты, которые были лично им интересны. И, наверное, в этом главная причина того, что многие работы тех лет вошли в золотой фонд как русской культуры, так и культуры многонационального Кавказа.

Мы можем гордиться, что такие работы есть в фонде Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова. Украшением и гордостью коллекции «Кавказ в изобразительном искусстве XIX века» являются десять подлинных работ художника Григория Гагарина.

Князь, сын дипломата Григорий Григорьевич Гагарин родился 11 мая 1810 г. в Петербурге. Прожил он долгую творческую жизнь. Но самым плодотворным в ней был кавказский период творчества на рубеже 30–40-х годов прошлого века. Итогом этого периода является его авторский альбом, изданный в Санкт-Петербурге в 1902 г.

В 1840 г. Григорий Гагарин как чиновник по особо важным поручениям при департаменте был прикомандирован к комиссии барона Гана и в течение трех лет участвовал в военных экспедициях по Кавказу в качестве художника-любителя. Его цикл рисунков с натуры «Типы горцев№ образно передает все о кавказском человеке: его характер, сословие, национальные черты, одежду, детали быта, а акварельная работа из батального цикла «В засаде» – эпизод Кавказской войны.

Он зарисовал окрестности Пятигорска, виды Военно-Грузинской дороги. В Тифлисе Гагарин расписал в византийском стиле Сионский собор, украшено в мавританском стиле внутреннее убранство городского театра.

Кавказское творчество художника-любителя Г. Г. Гагарина тесно связано с именем М. Ю. Лермонтова. И не только потому, что они знали друг друга, были дружны, вместе участвовали в военных экспедициях.

Здесь появляются их совместные работы, что говорит о том, что они были близки друг другу по манере рисования. Самая известная совместная работа М. Ю. Лермонтова и Г. Г. Гагарина – акварель «Эпизод из сражения при Валерике». Это кровопролитное сражение при речке Валерик в Чечне, участниками которого были Лермонтов и Гагарин, произошло летом 1840 г.

Позже в Кисловодске была написана акварель, на обратной стороне которой сохранилась запись Гагарина: «Рисунок Лермонтова акварелирован мною».

Стихотворение Лермонтова «Валерик» и совместная акварель – первое в русском изобразительном искусстве и поэзии глубоко правдивое, подлинно реалистическое изображение Кавказской войны.

Военные переходы не помешали Гагарину видеть, любоваться природой Кавказа. До работ Гагарина в русской живописи не было романтического Кавказа, гагаринские пейзажи – первая живописная поэма об этой земле.

В 1840–1842 гг. Гагариным выполнены на Кавказе рисунки «Группа в Кисловодске», «Аул Черкей», «Лагерь в Ахатли», портреты Д. А. Чавчавадзе, М. К. Орбелиани, портреты казаков Татаринцева, Чеботарева, Ф. Федюшкина, казачки А. Федюшкиной. В 1848–1854 гг. он вторично побывал на Кавказе, жил в Тифлисе, написав произведения «Танцующие грузинки», «Женщины на крыше».

Говоря о творчестве Гагарина, можно сказать, что весь его кавказский цикл – это признание в любви краю, о котором М. Ю. Лермонтов писал:

Как я любил Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных громких бурь.
Прекрасен твой, суровый край свободы!
И вы, престолье вечные природы...

// Ставропольский хронограф на 1995 год. – Ставрополь, 1995. – С. 44–46.