Родился Владимир Павлович Бутенко

ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ БУТЕНКО

Творчество современного ставропольского писателя В. П. Бутенко многогранно: поэт, публицист, музыкант, автор 19 книг, лауреат многих литературных премий, в том числе «День Победы» – 1995 год, имени Семёна Бабаевского – 2000 год, журнала «Наш современник» за лучшее произведение прозы – 2011 год, трижды удостоен губернаторской премии за 2004, 2006 и 2012 годы, лауреат премии некоммерческого фонда «Литературный фонд им. В. И. Слядневой» за дилогию «Кавказский набат» – 2015 год, кавалер ордена «За возрождение казачества».

Основная проблема его творчества – судьба казачества.

Владимир Павлович родился 30 мая 1952 года в хуторе Дарьевке Родионово-Несветайского района Ростовской области в семье сельских учителей. Дед по отцу, Никита Яковлевич, был взят из Новочеркасского казачьего приюта и усыновлен четой Бутенко, давшей ему свою фамилию. Отец писателя Павел Никитович – участник Великой Отечественной войны, он прошел ее вплоть до последних залпов Победы, сражаясь в боях за Кавказ, в Карелии и Норвегии, за что отмечен многими боевыми наградами. Читать и писать Володю научила мать. А к игре на балалайке и гитаре пристрастил отец, способный музыкант. Своеобразный мир донской природы, украинские и казачьи песни, самобытные и мужественные характеры хуторян, сказки и произведения русской классики рано пробудили у него интерес к литературному и музыкальному творчеству.

Первое стихотворение Владимир Бутенко «опубликовал» в рукописном школьном журнале «Подснежник» в двенадцать лет. Во время учебы в Ставропольском медицинском институте он посещал литгруппу при газете «Молодой ленинец», которой руководил поэт Александр Мосинцев. Семь лет Бутенко проработал стоматологом в поселке Целине Ростовской области, а затем вернулся в Ставрополь. Здесь были опубликованы его первые книги – «Зимний костер» (1983), «Хуторские колодцы» (1984), «Ожидание друга» (1987), которые позволили Владимиру Бутенко стать в 1988 году членом Союза писателей СССР.

В течение трех лет (с 1989 по 1992 год) он возглавлял альманах «Ставрополье», в котором тогда впервые в периферийном издании осмелились опубликовать главу из эпопеи А. Солженицына «Красное колесо». Альманах заново открыл читателям имя замечательного русского писателя-земляка И. Сургучева, напечатав несколько его малоизвестных произведений.

В 1990-е годы Владимир Павлович работал на ставропольском радио одним из редакторов. Как поэт и музыкант он гастролировал по городам Юга России, давал концерты в Москве, принимал участие в фестивале «Славянский базар» в Витебске, выступал со своими песнями в различных аудиториях, выпустил 5 сольных магнитоальбомов.

В 2005 году Владимир Павлович вместе с другими ставропольскими писателями возродил издание альманаха «Литературное Ставрополье», редактором которого является по настоящее время. Он предоставляет возможность публиковаться как маститым, так и начинающим поэтам и писателям не только Ставропольского края, но всего Юга России.

Произведения Бутенко вошли в «Антологию российской литературы» и в «Антологию российского рассказа». Его рассказы и повести публиковались в газете «Литературная Россия», в журналах «Наш современник» и «Роман-газета», издавались отдельными книгами.

Как поэт Владимир Павлович заявил о себе в 1973 году. Любовь определяет смысл жизни человека в его эпических и лирических произведениях: любовь к дому, близким, родной земле, прошлому, неизменно возвращающая казака к традициям чести, долга, законности власти атамана, избранного народом. «Видно много слез у России. У полынной моей стороны», – замечает лирический герой сборника стихов Бутенко «Люблю. Скучаю. Жду» (Ставрополь, 2007), но он верит в силу добра и правды, утверждая:

Я не просто степняк,
Я – кровинка большого народа…
Я несу на плечах не мешок,
А Истории груз.

Лирические тексты Владимира Павловича сами по себе музыкальны, и мотив песни в них один из ведущих, как и мотив памяти. В пятидесяти шести стихотворениях сборника «Люблю. Скучаю. Жду» автор 21 раз обращается к образу песни, сознаваясь: «Я неотступно верил в песню». Книга состоит из своеобразных поэтических этюдов, наполнена песенными реминисценциями, грустью и казачьей удалью, бытовыми деталями и тонкими метафорами, отражающими состояние лирического героя, «приворожённого навек к России». Многие повести и рассказы Бутенко посвящены современной действительности. Сюжет их обычно развивается в родном для писателя пространстве – Донщины и Ставрополья, в станицах, превратившихся под ударами «перестройки» в хутора. Идейный смысл рассказов «Мать атамана», «Капля горя», «Возвернулся казак поседелый», вошедших в книгу «Мать атамана» (Ставрополь, 2006), определяет мотив разрушения принципов жизни недалёкого прошлого. Сюжетную основу этих эпических миниатюр составляют эпизоды из современной жизни, создающие обобщающую картину сегодняшнего разгула хамства, силы тех, кто богат, и беззащитности тружеников.

Какое-то горькое чувство безысходности переполняет душу, когда читаешь рассказы Владимира Бутенко. Они не объективная калька с действительности, а действительность, пропущенная сквозь сердце автора. Писатель как будто сам задыхается от боли, от переполняющего чувства любви к труженикам-казакам, потерянным, обездоленным еще больше, чем в войну. Тогда-то был виден враг, теперь его вроде и нет, но он кругом – захватывает, отбирает, унижает человеческое достоинство, упиваясь своей наглой властью. Конечно, горе героев рассказов как будто «ничтожно мало, всего капля в этой великой беде, что окружает со всех сторон». Но такие капли составляют огромный океан, затапливающий бесконечные просторы, в которых когда-то вольно жили казаки, народной России. О такой «капле горя» рассказывает напечатанная в 2011 году журналом «Наш современник» и отмеченная редакцией как лучшее прозаическое произведение года повесть «Девочка на джипе». В этом же году вышли в свет роман «Сыны Державы» (Ставрополь, 2011) и два новых произведения, обращенные к событиям прошлого нашего края. Рассказ «Хлеб и кинжал» повествует о пребывании в Пятигорске последней предреволюционной осенью писателя А. И. Куприна. Исторический роман «Сыны Державы» посвящён легендарным событиям 1774 года, когда под руководством атамана Матвея Платова в битве на Калалы (в районе села Красногвардейского, где, по утверждению писателя, и поныне сохранились редуты) была одержана победа над турками. Восстанавливая в художественном тексте первый подвиг атамана, Владимир Павлович умелой кистью рисует батальные сцены кавказского Бородино.

Бутенко – автор эпической трилогии о месте казачества в Великой Отечественной войне. Первый роман «Казачий алтарь», вышедший в 1993 году, получил высокую оценку таких известных писателей, как Ан. Знаменский и А. Губин, одного из секретарей Союза писателей России, известного литературоведа Ю. Суровцева. Романы «Казачий алтарь» и «Властелин и раб», опубликованные в 2004 году под общим названием «Любить навек», составили дилогию. Через два года Владимир Павлович издал роман «Венец правды», завершающий трилогию. Московское издательство «Вече», заинтересовавшись необычной темой и талантом писателя, выпустило совместно первую и вторую книгу «Клинок и крест» (2005), переиздало роман «Казачий алтарь» (2006) и под общим названием «На доблесть и славу» опубликовало вторую и третью книги (2007). В 2008 году трилогия вышла под общим авторским названием «Казачий алтарь. Роман в трех книгах» в Ставропольском книжном издательстве, а в 2010 году в московском издательстве «Книжный Клуб Книговек». Память, наполненная любовью, – одна из ведущих тем творчества Владимира Бутенко. Как будто его ранят «минувшего века осколки». Он ищет истоки менталитета казачества в прошлом, и эти поиски приводят писателя к созданию эпического полотна о месте казачества в Великой Отечественной войне, состоящего из трех романов. Эта трилогия является самым значительным воплощением творческой индивидуальности писателя Бутенко. Зная психологию, менталитет казаков изнутри, исследовав документы Ставропольского и Ростовского архивов, фондов Ставропольского краеведческого музея и Новочеркасского музея донского казачества, изучив мемуары казаков – участников событий, записки немецких военачальников, научные труды, кинодокументы, беседуя и переписываясь с очевидцами, автор воплотил грандиозный замысел. Судьба казачьего рода Шагановых, вписанная в широкие исторический и геополитический контексты, отразила трагедию казачества в целом. Хотя действие произведения начинается с 1942 года и заканчивается 1945 годом, но уже с первых страниц писатель включает в повествование факты, определившие мировоззрение, психологию, отношение к советской действительности, к власти донских, кубанских и терских казаков: Русско-японская война, Первая мировая, Гражданская, коллективизация. Динамичное развитие событий Второй мировой происходит в широком географическом топосе. Донские станицы, хутора, Ворошиловск (Ставрополь), Берлин, Париж, Лиенц, Украина, Белоруссия, Молдавия, Германия, Румыния, Италия, Австрия – везде несут тяжкий крест мытарей герои трилогии в поисках «казачьей вольницы». Рядом с вымышленными персонажами в романах действуют исторические лица (командиры Красной Армии Конев и Селиванов), руководители казачьего движения, примкнувшего к вермахту (атаман Краснов, батько Шкуро, предатель – походный атаман Доманов); представляются позиции Сталина, Жукова, Гитлера, Муссолини, Гиммлера и др. Создавая эпическое полотно, Владимир Павлович Бутенко тонко, акварельными штрихами старается воспроизвести душевное состояние каждого героя, ищущего свою и общую истину, и в то же время крупными, пастозными мазками рисует батальные, массовые сцены, демонстрирующие героизм и самоотречение казаков. Лирические картины сменяются историческими размышлениями и фактами, рассказ о тяжком труде женщин-казачек сливается с описанием кровавых боев казаков. Эпизоды эмигрантской жизни расширяют пространственные границы второго и третьего романов, не разрушая единого поля трилогии. Большая часть действия третьей книги происходит за границей, начало этому «заграничному топосу» заложено в предшествующей истории казачества, ретроспективно представленной в первой и второй книгах. Три романа объединяются в единый текст общим сюжетом, общей творческой концепцией автора, восстанавливающего вычеркнутые из истории советского (да и не только советского) времени факты многосложного, двойственного положения казаков во Второй мировой войне, определяемого не только историческими, но и идеологическими, и психологическими корнями ментальности народа.

Писатель показал, что жизнь казака – это особый тип отношений с миром – государством – казачьим кругом – станицей – куренем. Сознание казаков определяется традициями, убежденностью в неизменности основных законов сущего, мироустройства, заключенного в природе и православии. Представление о циклической повторяемости времени, восходящем к памяти рода и веры, достигается сложной эпической структурой. В повествовательную ткань гармонично вплетаются воспоминания, сны, песни, документы, письма, вставные эпизоды; прошлое и настоящее, исторически документальное и вымышленное, мистическое и психологически реальное, создающие единый эпический текст. В. Бутенко, обращаясь к народно-поэтическим традициям, использует в художественной системе трилогии мифопоэтические образы-символы ветра, коня, неба, солнца, тесно связанные с мифологическим сознанием казака. Так, мифологема воды соотносится со смертью, понимаемой как конец жизни и начало иной ее формы: умирает со вкусом родниковой воды на губах Степан Шаганов, бросается в мутную бурлящую воду чужой реки Полина Васильевна, обращает свой взор к невидимому Дону перед смертью Павел Шаганов (защита сына от гибели связана с мотивом духовного возвращения, маркированного здесь мифологемой воды). К мифологическим истокам сознания казаков восходит созданный авторской фантазией образ домового Дончура. Имя его писатель составил из двух знаковых нарраций: Дон – символ донских казаков и чур – междометие – оберег. Домовой в мировоззрении казаков – непременный член семьи.

Как в повестях и рассказах, так и в романах Владимир Павлович обращается к традиционным мотивам. Например, мотив дороги откровенно соотносится с мотивом странничества, трагического мытарства целого сословия по чужим землям. Тихон Маркяныч – старейший рода Шагановых тоскует: «…на старости лет своей хаты лишился! За веру и кровную принадлежность к казачеству... Немцы, гады, заманули»; «блукатим, как псы бездомные». Сноха Полина, разделяющая со свекром судьбу беженцев, предчувствует конец трудного пути в никуда, намечая своеобразную параллель судьбы казачества с мученичеством Христа, обретшего вечную жизнь: «не к добру явились они сюда, в цветущий тирольский край, в Страстную пятницу». Перед последней дорогой и офицеры в лагере, и все беженцы-казаки на площади обращают молитву к Господу, завершая свой путь к казачьему алтарю.

Ужасающим и необратимым для казаков явилось предательство их походного атамана (походный – указывающий путь) иуды Доманова. 1700 офицеров-казаков вывезли англичане на закланье – в последний путь – на расстрел в советские лагеря смерти. Может быть, потому дает казачьему роду, плутающему или уверенно идущему по земле, автор фамилию Шагановы (шагающие), что путь-дорога определяет развитие сюжета трилогии? Повествователь размышляет об историческом пути развития казачества и России в контексте конечной судьбы человечества, выводя мотив дороги в философский аспект. Недостижимость единственной истины персонажами трилогии дополняется авторской убежденностью в невозможности в данной романной и жизненной коллизии единственно правильного пути даже при самой глубокой и неизбывной любви к отчему дому, своему роду, земле, России.

Изучению поэтики трилогии Бутенко «Казачий алтарь» посвящены два сборника научно-исследовательских работ преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета: «Между двух истин» (Ставрополь, 2005) и «Две правды: судьба казачества в трилогии В. Бутенко «Казачий алтарь» (Ставрополь, 2010), редактор-составитель – профессор кафедры истории русской и зарубежной литературы СГУ О. К. Страшкова. Авторы статей, выявляя специфику художественного видения писателя, прослеживают не только многосложную романную жизнь персонажей В. Бутенко как воплощение судьбы всего народа России, но и подчеркивают сложность менталитета казачества, мечущегося между двумя правдами: любовью к Отечеству и любовью к воле.

О. К. Страшкова

// Запечатленное время: Владимир Павлович Бутенко: биобиблиографический указатель с дайджестом / сост. В. В. Залевских. – Ставрополь, 2017. – С. 3–7.