Родился Михаил Васильевич Нестеров

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ

Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью.

М. В. Нестеров

Творческая судьба Михаила Васильевича Нестерова кажется не только незаурядной, но порой и исключительной. Художник прошел многие этапы в развитии русского искусства и в каждый из них он внес свой вклад. Поиски этического идеала в религиозной вере, в уходе от суеты мира в мир внутреннего самоуспокоения, единства с природой сочетались у него с утверждением красоты человеческих деяний, творчества, активного разума.

М. В. Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе в состоятельной семье, быт которой отличался патриархальностью и религиозностью. В доме особенно почитались святые угодники Сергий Радонежский и Тихон Задонский. Этот семейный уклад и красота величавой уральской природы наложили неизгладимый отпечаток на мировосприятие будущего художника, уже в детстве обладавшего редкостной фантазией и впечатлительностью.

Осенью 1872 года Михаил Нестеров был принят в местную гимназию, где впервые получил уроки рисования. В двенадцать лет родители отвозят сына в реальное училище К. П. Воскресенского, где он постепенно становится известным своими способностями к живописи.

В 1877 году пятнадцатилетний М. Нестеров впервые побывал на пятой Передвижной выставке, где был потрясен «до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи».

Осенью того же года М. Нестеров становится учащимся головного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где на него обратил внимание замечательный художник В. Г. Перов, во многом определивший его творческий путь. В училище Нестеров впервые встретился с И. Левитаном, которого он высоко ценил как художника и человека.

В 1881 году М. В. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, где ему оказывает горячую поддержку И. Н. Крамской. Но в 1883 году по совету Крамского Нестеров возвращается в Московское училище, более близкое характеру его дарования. И, наконец, весной 1885 года М. В. Нестеров получает звание свободного художника.

Первой по-настоящему «нестеровской» картиной стал «Пустынник», представленный на 17-й выставке передвижников. В этом полотне отчетливо проявились особенности Нестерова – художника и пейзажиста. Картина была горячо встречена многими современниками, особенно молодежью. Среди более старшего поколения передвижников лучше других отнесся к «Пустыннику» Н. А. Ярошенко, знакомство с которым постепенно переросло в теплую дружбу. Нестеров на протяжении многих лет, как в родной семье, проводил время у Ярошенко в Петербурге и Кисловодске. На петербургских «ярошенковских субботах» он познакомился со многими выдающимися людьми своего времени: Д. Менделеевым, Г. Успенским, Ф. Достоевским, Л. Толстым и другими.

Вернувшись из краткой поездки в Европу, Нестеров приступает к работе над новой картиной «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). Этим произведением он начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского – выдающегося деятеля Древней Руси, способствовавшего ее объединению, основателя Троицкого монастыря, причисленного церковью к лику святых.

Проникновенный певец русского духа и русской природы М. Нестеров не остался равнодушным к пышной южной природе Кавказа, где бывал достаточно регулярно.

Впервые М. В. Нестеров приехал на лечение в Кисловодск по приглашению Н. А. Ярошенко. Супруга художника встретила гостя на тройке в Минеральных Водах. В своих воспоминаниях М. Нестеров пишет: «Вот и Пятигорье, как на ладони, слева Машук, справа Бештау, а там далеко на горизонте, как стая облаков в солнечных лучах, сияла снежная цепь с великолепным Эльбрусом, царившим над этими, еще невиданными ландшафтами».

Художник нанял небольшую комнату поблизости от «Белой виллы» Ярошенко и каждый день бывал на знаменитом «помпеянском» балконе дома, где постоянно встречались очень разные, но равно интересные друг другу люди – ученые, философы, писатели, актеры, певцы, музыканты.

Нестеров все больше сближался с Ярошенко, часто уходил вместе с ним на этюды. Он вспоминал об этом времени: «В тот же 1890 год летом были нравы еще патриархальные. Жизнь была простая, дешевая... Жилось приятно. Устраивались большие пикники, поездки в замок Коварства и любви, на Седло-гору и на дальний Бермамут. Тогда в парке, около так называемой Казенной гостиницы, могли еще указать вам старушку-княгиню, с которой, по преданию, Лермонтов написал свою княжну Мери».

Но все же Нестерову гораздо милее были среднерусские и северные пейзажи. «В природе Кавказа, – пишет он Е. Г. Мамонтовой, – нет той тихой песни Севера, которая мне так любезна и понятна у нас... Правда, я не видал «настоящего Кавказа»... Грандиозное имеет свою неоспоримую красоту, но в Кисловодске, где я и живу теперь, Кавказ еще не носит на себе следов «величия и, говорят, не характерен...».

Но лечение М. В. Нестерова было успешным, и он стал частым гостем Кавказских Минеральных Вод. В его «Воспоминаниях» мы найдем свидетельства поездок в Кисловодск, Железноводск и Ессентуки в 1890, 1897, 1899, 1902, 1908, 1913, 1915, 1916, 1925 годах.

В 1902 году именно в Кисловодске Михаил Васильевич венчался с Е. П. Васильевой. Его шафером был Л. В. Собинов, а свадебный обед состоялся на «Белой вилле». В этот же день Нестеровы уехали в Грузию, где художник длительное время расписывал дворцовую церковь в Абастумане.

В 1897 году он написал известный портрет Н. А. Ярошенко, передав в нем все благородство души и интеллигентность художника. Эта их встреча оказалась последней. Нестеров принял активное участие в организации посмертной выставки работ Ярошенко в Петербурге, установке памятника, а позже – в открытии дома-музея в Кисловодске.

Дружба семьи Нестеровых с вдовой Н. А. Ярошенко Марией Павловной продолжалась до ее кончины в 1915 году. В эти дня рядом с ней была старшая дочь Нестерова Ольга.

В первой половине 90-х годов М. В. Нестеров много времени и сил отдал созданию икон для Владимирского собора в Киеве. В 1897 году им завершена картина «Юность преподобного Сергия», акварельные эскизы к полотну «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

В те же годы художник задумал цикл картин о трагической судьбе русской женщины. Он создал свои «нестеровские» женские образы, исполненные истинного драматизма и высокой поэзии. Среди лучших его полотен – «На горах» (1896), «Великий постриг» (1898), «За Волгой» (1905). В начале 1900-х годов, обращаясь к портретному жанру, он пишет портрет жены Екатерины Петровны, дочери Ольги Михайловны Нестеровой (Шретер), изображенной в амазонке на фоне пейзажа, работает над портретом Л. Н. Толстого.

К моменту свершения Октябрьского переворота М. В. Нестерову исполнилось 55 лет, он был академиком живописи, выполнял заказы царского дома и высших сановников. Его работы находились в Третьяковской галерее и Русском музее. Лишившись привычного образа жизни и круга общения, художник отрицательно отнесся к новой власти, к разрухе, войне и голоду. Е. П. Нестерова вместе с детьми осенью 1918 года уехала к родственникам в Армавир. В это время город оказался в эпицентре самых ожесточенных боев, сюда стекались силы контрреволюции.

М. В. Нестеров чувствовал себя чужим и одиноким в Москве. В октябре 1918 года он решился ехать в Киев, чтобы потом пробраться в Армавир. Вскоре после его приезда город был взят белыми и художник смог вернуться в столицу только летом 1920 года.

Нестеров долго и болезненно входил в новую, чужую для него жизнь. Но тяга к творчеству оказалась сильнее смятения и апатии. В 1922 году и позже он пишет в своей традиционной манере «Молитву», «Весна красна», «Тихие воды» и «Свирель». Написанная летом 1923 года «Девушка у пруда» открыла новую серию работ, прежде всего портретов В. М. Васнецова, А. Н. Северцова, художников Кориных, И. П. Павлова и многих других деятелей науки и искусства.

В день, когда фашисты вторглись в нашу страну, М. В. Нестеров начал писать свой последний портрет – архитектора А. В. Щусева. На исходе следующего лета, как бы прощаясь с близкими и друзьями, художник написал «Осень в деревне» – пейзаж, полный грусти и сожаления.

18 октября 1942 года М. В. Нестерова не стало.

// Ставропольский хронограф на 1997 год. – Ставрополь, 1997. – С. 70–73.