Интерьер – загадка живописи или мир внутри стен

29 сентября 2013 года осенний сезон бесед по истории искусства с искусствоведом Ольгой Бендюк начался, может быть, самой повседневной и уютной темой: речь шла об интерьере – «Интерьер – загадка живописи или мир внутри стен».

История интерьера в мировом изобразительном искусстве вобрала в себя всю историю человеческой цивилизации, претерпевая при этом различные истолкования в зависимости от исторической эпохи. Казалось бы, какие могут быть загадки в нарисованных стульях и гардеробах, занавесках и дверях? Тем не менее, «портрет дома изнутри» – интерьер (от франц. interieur – внутренний) – в разные времена изобиловал странностями.

Появился интерьер позже всех остальных живописных жанров: зачаточные пейзажи, нечто вроде примитивных натюрмортов и портретов мы видим на стенах первобытных пещер, а интерьера нет. Это понятно: трудно рисовать то, чего нет – внутренность дома или входную дверь, если этот дом, а тем более дверь, еще не изобрели.

И все же интерьер появился (XVII век, Голландия) и стал развиваться по законам своего жанра. Наиболее интересные образцы этого далеко не первостепенного жанра в искусстве дала русская живопись XIX-XX веков. «Комнатные жанры» – это настроение, портрет помещения или хозяина, атмосфера эпохи и эхо исторического времени. Наполненные людьми и безлюдные спальни и детские, гостиные и кабинеты, студии художников и заводские цеха, и даже кабины машин – это все интерьер, и в нем, как в зеркале отразились и глобальные исторические события, касающиеся судеб целых народов, и камерные, интимные, относящиеся к отдельному человеку. Несмотря на свою кажущуюся незаметность и простоту, жанр интерьера, как оказалось, может передавать самые сложные и глубокие явления.