Гениальный поэт музыки

среда, 17 февраля, 2010 - 03:00

17 февраля 2010 г. в отделе искусств состоялось очередное заседание семинара «Человек в пространстве искусства», посвященное 200-летию со дня рождения польского композитора и пианиста Фридерика Шопена (1810 – 1849).

Много нового и интересного о жизни и творчестве Ф. Шопена узнали участники из рассказа музыковеда и ведущей семинара С. А. Бородиной

Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена – основоположника польской музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени – уникальное явление в истории музыки.

Творчество Шопена характеризуется богатством содержания и смелым новаторством. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облек в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта. Был основоположником жанра фортепианной баллады, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. Шопен опоэтизировал и драматизировал национальные бытовые танцевальные формы.

Драматические, а нередко и трагические образы, которыми проникнуты произведения композитора, были неизменно связаны с его личной судьбой и с теми событиями, которые переживала Польша. Достижения Шопена как композитора оказали воздействия на развитие национальных школ, особенно славянских. Связи с творчеством Шопена ощущаются в музыке русских композиторов – М. И. Глинки, М. П. Балакирева, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и др.; чешских – Б. Сметаны, А. Дворжака и его учеников. Влияние Шопена испытали Ф. Лист, Р. Вагнер, Э. Григ, К. Дебюсси и другие западноевропейские композиторы.

В своем эссе о Шопене Б. Пастернак пишет: «Замечательно, что, куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа. Даже когда в фантазии, части полонезов и в балладах выступает мир легендарный, сюжетно отчасти связанный с Мицкевичем и Словацким, то и тут нити какого-то правдоподобия протягиваются от него к современному человеку… Значение Шопена шире музыки…»

Рассказ музыковеда и ведущей семинара С. А. Бородиной сопровождался видеоматериалами. Участники семинара (преподаватели колледжа искусств, студенты Ставропольского государственного университета, поклонники творчества гениального композитора) смогли познакомиться с книжно-иллюстративной выставкой «Играйте Моцарта в память обо мне!»