Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти. Сотворение мифов (XIX-XX вв.)

27 апреля 2014 года «Беседа с искусствоведом Ольгой Бендюк» продолжила тему «Искусство и политика: парадный портрет или кривое зеркало власти. Сотворение мифов» и была посвящена истории развития взаимоотношений художников, власти, общества в XIX-XXI веках.

Предыдущая встреча рассматривала взаимоотношения художника и сильных мира сего в древние и классические времена: уже в древности художники обслуживали власть имущих. Во времена абсолютных монархий у художника также не было другой альтернативы, как развиваться в рамках предложенной властью модели. Вершиной карьеры была работа при дворе монарха (Веласкес, Рубенс, Гойя и др.). Система хорошо работала в эпоху феодализма, но в условиях рынка оказалась недееспособной. Век Просвещения изменил сущность культуры: капитализм поменял общественные приоритеты, а появление среднего класса породило новый спрос на предметы искусства. Новой элите не хватало образованности и вкуса. Ориентирами в оценке картин стало мнение официальных экспертов и газетных критиков.

В XIX столетии появляется целая плеяда людей, профессионально занимающихся формированием и развитием art-рынка: мarchands (маршаны, art-dealers, producers, impresario). Классическое развитие этого явления мы видим во Франции с появлением  импрессионизма. Торговля искусством стала отдельной отраслью экономики и подготовила новое поколение людей, зарабатывающих на этом деньги: Поль Дюран-Рюель, Амбруаз Воллар, Даньель-Анри Канвейлер – ключевые фигуры 2-й пол. XIX – нач. XX в., величайшие французские арт-дилеры, деятельность которых позволила открыть и развить такие явления, как импрессионизм, постимпрессионизм и кубизм. Становление художественного рынка в России, как и во Франции, во многом связано с противостоянием Академии и художников. Появилось Товарищество художественных передвижных выставок (ТХПВ), развивается коллекционирование, открываются частные галереи (П. М. Третьяков); общественные, публичные, императорские музеи (музей им. А. Н. Радищева в Саратове, Русский музея императора Александра III и многие другие). Конец XIX века заложил основы art-рынка и механизмов продвижения художника, они существовали в XX, работают и в XXI.

Оглядываясь на историю искусства XX века, видим, что она четко делится на два периода: до Второй Мировой войны и после. Типологической фигурой первой половины ХХ столетия становится художник-маргинал, персонаж чудаковатый, но по своей сути трагический (Ван Гог, Фрида Кало). Авангард 1930-40-х годов бросал вызов обществу, противопоставляя себя конформизму, карьеризму и всяческим правилам. И в 1950-е годы художники не отождествляли себя с производящими материальные блага: «художник может выкинуть свою пластиковую карточку» (Марк Ротко). Но уже с 1960-х годов художники полагают, что они должны уметь зарабатывать деньги. Окончательно формирует новое отношение к искусству Энди Уорхолл, заявляя о том, что искусство должно приносить доход. XXI век продолжает установившуюся в 70-е годы прошлого века теорию «Self-fulfillment» (самоосуществление), ориентирующуюся на коммерческий успех и прибыль. Арт-бизнес с этого времени делает искусство по-настоящему прибыльной отраслью. Никогда ранее художники не получали семизначные цифры за свои работы еще при жизни.

В ХХ же веке впервые встал вопрос об исторической ответственности искусства, его прямой моральной вине в создании опасных мифов, социальных иллюзий, разжигании общественных страстей. Вина писателей здесь большая, но и художники не остались в стороне. Показательны в этом отношении Советская Россия и Германия 1930-х годов. Рассматривая и сравнивая искусство этого периода, находим много общего в идеологической и изобразительной составляющей художественной культуры тоталитарных государств: попытка создания «большого» стиля, жесткая цензура, мифологизация прошлого и настоящего. Важен был выбор самого художника, но борьба с властью зачастую заканчивалась не в пользу последнего, а сотрудничество оборачивалось личностной и творческой деградацией. Иван Лубенников, профессор Суриковского института живописи говорит так: «Придворные художники были, есть и будут. Это определенного сорта люди. Иногда среди них попадались хорошие мастера, но это зависело не от художников, а от просвещенности королей. Увы, короли сегодня не настолько просвещены...».  

Сегодняшний художник – вполне медийная персона и успешно может существовать в нескольких случаях: политическая ангажированность или «раскрученность» на art-рынке. Изоляцию, уход, вызов мы наблюдаем редко.