Виртуальная методическая служба в библиотеке

вторник, 24 октября, 2017 - 11:15

Виртуальная методическая служба в библиотеке : методические рекомендации / ГБУК «СКУНБ  им. Лермонтова» ; сост. А. Е. Танчугин ; отв. за  вып.   В. И. Белик. – Ставрополь, 2017. – 20 с.

Развивая такое направление своей деятельности как методическая работа, муниципальные центральные библиотеки способствуют совершенствованию деятельности всей библиотечной сети муниципального района/городского округа. Они разрабатывают и обеспечивают реализацию основных направлений развития библиотек на своей территории, анализируют и обобщают опыт их работы, организуют систему повышения квалификации библиотекарей, оказывают повседневную организационно-методическую помощь, обеспечивают централизованные технологические, информационные и библиотечные процессы.

При этом на современном этапе методическая деятельность библиотек претерпевает серьезные изменения, что вызвано рядом факторов, важнейшим из которых является активное внедрение новых технологий. Электронная среда оказывает на научно-методическую деятельность большое влияние, обнаруживая все новые возможности для эффективного её осуществления.  Основной площадкой методической деятельности библиотек в настоящее время становятся сайт, портал, а также социальные медиа (блог, страница в социальных сетях, форум), электронная почта и другие средства коммуникации.

Современные информационно-коммуникационные технологии и цифровой формат контента оказывают влияние и на такое направление методической деятельности, как методическое консультирование, которое в электронной среде осуществляется, в том числе, с использованием виртуальных методических служб (ВМС), создаваемых библиотеками разного уровня. Помимо библиотечных сайтов, для организации подобной работы используются скайп, электронная почта и соцсети.

ВМС представляет собой разновидность ВСС – виртуальной (онлайновой) справочной службы, функционирующей с помощью электронных технологий и выполняющей библиографические и фактографические запросы по всем отраслям знаний для удалённых пользователей. Основным отличием деятельности ВМС от ВСС является ориентированность, в первую очередь, на библиотечных специалистов и более широкий круг поставленных задач, куда может входить не только справочное обслуживание, консультирование, но и повышение квалификации, профессиональное общение, обмен опытом.

Данное издание посвящено общим вопросам организации и работы виртуальных методических служб, деятельности конкретных российских библиотек в направлении онлайнового справочно-методического обслуживания. В нём также представлен рекомендательный список литературы, отражающий публикации по данной теме. Издание адресовано специалистам методических служб центральных библиотек.