Родился Александр Ефимович Екимцев

АЛЕКСАНДР  ЕФИМОВИЧ  ЕКИМЦЕВ

Поэт Александр Ефимович Екимцев родился 30 августа 1929 года в с. Акуличи Клетнянского района Брянской области. После окончания средней школы служил в армии на Дальнем Востоке. Там же – в окружной военной газете «Суворовский натиск» были опубликованы первые стихи поэта. После демобилизации работал заведующим клубом в родном селе. В 1956 году поступил в Московский институт культуры. В годы учебы неоднократно публиковался в центральной и местной печати. После окончания института А. Е. Екимцев был направлен на работу в Ставрополь.

Стихи для детей начал писать рано. Первая большая поэтическая подборка появилась в 1962 году в журнале «Мурзилка».

«Я и не знал тогда, – вспоминал поэт, – что это определит мою дальнейшую судьбу как детского писателя».

В том же году вышла его первая книга стихов «Десять добрых тропок». Всего для детей он написал более 20 книг, которые были изданы в Москве и Ставрополе. Стихи А. Е. Екимцева получили самое живое одобрение у таких известных мастеров детской литературы как А. Барто, С. Михалков, А. Митяев. Кроме стихов им были созданы две поэмы для детей о войне. Лучшая из них – «Брянский лес» – удостоена Всесоюзной литературной премии. По другой поэме, посвященной войне на Кавказе, «Фронт над облаками», написана автором пьеса. Одноименный спектакль, поставленный Ставропольским краевым театром кукол, отмечен премией ставропольского комсомола имени Героя Советского Союза А. Скокова. А. Е. Екимцев – автор лирических книг «Светло в России от берез», «Полет багряного листа», «В последних числах декабря».

Стихи замечательного русского поэта Александра Ефимовича Екимцева имеют непреходящую ценность: они добры, образны, красочны. С ними выросло и еще вырастет не одно поколение юных читателей. «... В мире, созданном им, как в прекрасном дворце, живется хорошо, дышится легко. Здесь бегут облака, лепечут ручьи, разъезжает на коне дождик, дружат между собой зверюшки и неизбежно побеждает добро», – писали в прощальном слове о поэте его товарищи по перу. Память А. Е. Екимцева увековечена в названии краевой детской библиотеки. Его любят и помнят читатели, друзья и родные.

Вспоминает жена поэта Изолина Федоровна Екимцева:

«Военная тема занимает значительное место в Сашиной поэзии. Ведь он видел войну своими глазами. Село Первые Акуличи, где он родился и вырос, что на Брянщине, было прифронтовым. 12-летнему мальчишке, ему не надо было убегать на фронт: фронт проходил под окном. Саша принимал участие в борьбе с фашистами, как мог: прятал раненых, приносил им еду, а иногда и оружие.

А однажды случилось страшное: он, ни с кем не посоветовавшись, поджег два стога сена, предназначенных для фашистских лошадей. Немцы забегали, стали кричать: «Wer ist das?!» – Кто это? Саша уже было приготовился пойти и признаться во всем, а то замучают всех односельчан. Но тут, к счастью, подоспели наши, и немцы стали спешно удирать, им уже было не до расспросов. Этот случай хорошим уроком послужил Саше: если что-то затеваешь против немцев, то посоветуйся со своими учителями, многие из которых были связаны с партизанами... Много горя принесла война, оставила много вдов и сирот, разрушений. Даже спустя 16 лет после войны, когда мы, поженившись, впервые приехали в Акуличи, все еще напоминало о минувшей войне: и поржавевшие гильзы от патронов, и яблоня-антоновка огромная, с искривленным снарядом стволом, которая, несмотря на все военные бури, выстояла и каждый год угощала всех удивительно вкусными и ароматными плодами. Как-то я увидела, что куры клюют из немецких касок, и сказала Саше, что столько лет прошло после войны, а ее реквизиты все еще целы! А он мне ответил: «Вот пойдем в лес, там и увидишь настоящие принадлежности войны: блиндажи, землянки партизанские, много гильз, обломков ружей, пулеметов.  Можно по неосторожности нарваться и на мину». А потом Саша мне много рассказывал о партизанах Брянщины и как-то сказал: «Вот бы мне написать поэму о партизанах!!! Позднее он выполнил задуманное: написал поэму «Брянский лес».

После окончания Московского библиотечного института Сашу направили на работу в Ставрополь, который стал для него второй родиной; здесь он сформировался как писатель. Героические события 1942 года на горных перевалах в этом краю вдохновили его на создание поэмы о защитниках Кавказа – «Фронт над облаками». Я помню, как начиналась эта поэма. Мы были в Крыму, у бронзового памятника погибшим героям-морякам, я спросила у него: «А что на море, наверное, бои были самые страшные!» «Да, везде ужасно: на суше, море, в воздухе, а в горах!!! Я сейчас изучаю материалы боев за Марухский перевал, беседую с горцами, с участниками этих боев на пятикилометровой высоте... Просто уму непостижимо, как можно было воевать в таких условиях». Саша говорил, что о крупных сражениях написано много, а вот об этой битве за Марухский перевал мало кто знает.

Над поэмой «Фронт над облаками» Саша работал шесть лет. Процессу написания предшествовала длительная и кропотливая подготовка. Он собирал и изучал все материалы (книги, брошюры, вырезки из газет и журналов, архивные документы, рассказы очевидцев). Поэма «Фронт над облаками» впервые вышла в 1975 году в Ставропольском книжном издательстве. Все мы были очень рады, что она была отмечена премией ставропольского комсомола имени Героя Советского Союза А. Скокова. Много мы получили писем от простых людей, потерявших близких на фронте. Одна женщина писала, что автор в поэме упомянул фамилию «Сомов», а ведь это ее отец и просит автора сообщить, что он знает о нем. У Саши на глаза навернулись слезы, милые, добрые, наивные наши люди, даже в художественном произведении они надеются увидеть образы близких, родных, не вернувшихся с поля боя. Обрадовало нас и письмо сотрудника музея-памятника защитникам перевалов Кавказа Махмуда Джанкезова, который писал: «Уважаемый Александр Ефимович! Выход в свет Вашего сборника стихов «Фронт над облаками» нас очень обрадовал. Безусловно, эта книга будет служить «патриотическому воспитанию населения». Хорошие отзывы были получены и от самих участников битвы, а также нужные для автора их советы, например: чтобы побольше он ввел бытовых сценок. Саша потом тщательно переработал поэму, а затем в 1977 году переиздал ее в Москве.

Саша часто выезжал в горы, чтобы еще раз прочувствовать ту обстановку, в которой наши воины сражались за Кавказ, видел и ту пещеру, где засел фашистский генерал Конрад, так и не сумевший «перегрызть цепь Кавказских гор». После этого в поэме появилась глава «Медведь и генерал» про то, как фашистский генерал ранил в лапу медведя, возвращающегося в свою берлогу. Поднимаясь в очередной раз на горные перевалы, Саша привозил новые строки поэмы. В главах «Надо» и «Вперед» он говорил, что нельзя забывать тех, кто ради жизни на земле сложил свои головы в жестокой войне:

Помнит Родина героев

Каждый день и каждый час,

Помнит Родина героев,

Павших в битве за Кавказ.

В заключительной главе поэмы «Звезда над Кавказом горит» он говорит о музее-памятнике:

...Музей Обороны Кавказа –

Из стали, гранита, свинца.

Рассказы, рассказы, рассказы –

Взволнованно бьются сердца.

Музей Обороны Кавказа –

На всех языках говорит.

Торопится, тропы и трассы –

Звезда над Кавказом горит!»

И. Екимцева

// Ставроп. хронограф на 1999 год. – Ставрополь, 1999. – С. 166–170.