Родилась Валентина Ионовна Туренская

ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ

В далёкой Сибири, куда поначалу в юности занесла судьба будущую писательницу, её самостоятельная жизнь началась с Поступка. Активистка, на которую, казалось, можно было во всём положиться, отказалась принимать участие в рейдах отряда, призванного осуществлять генеральную линию партии: продразвёрстку…

В одном из рассказов писательницы мы находим весьма выразительный и запоминающийся штрих из невесёлой картины экспроприации «излишков» продовольствия у крестьян: «Первое, чем встретило нас село, была молчаливая толпа вокруг убитого кулаками двадцатипятитысячника. Это был рабочий с завода «Серп и молот». Рот его был забит зерном. На груди белела издевательская записка: «Требовали хлеба – получите!»

Но нет, не страх за свою жизнь толкнул девушку на такое трудное решение. Страшнее всего было ей увидеть глаза матери-крестьянки, к которой испуганно жались бы ребятишки – мал мала меньше, и увидеть в них невыразимый ужас безысходности: чем кормить семью?! Последний мешок картошки-свинячки, чуть крупнее ореха-лещины, уплыл со двора на подводе продотряда…

Нет, что угодно, только не это! Откажется – и будь что будет.

Было исключение из техникума, новые поиски своего пути в жизни. Уже тогда поняла Валентина, что лёгких путей не бывает, что к любому хорошему, даже святому, делу нередко примешивается грязь, порождаемая эгоизмом, стяжательством, стремлением к личной выгоде любой ценой. Это-то она и ненавидела больше всего! Против всего непотребного, наносного со всей страстью истинного борца за правду ополчалась она и в своей повседневной работе, и в той жизни, которая рождалась позже в итоге пережитого и осмысленного под её пером.

…Поздний вечер. Маленькая, но уютная квартирка, что в Ставрополе на проспекте Карла Маркса в старинном доме со сбитыми каменными ступенями, затихает… Улеглись на покой домочадцы… Тот, кто говорит, что писателю для плодотворной работы необходимо одиночество, ничего в этом не понимает, попросту он путает понятия. Ей, Валентине, нужно уединение. А об одиночестве она выскажется так: «Судьба одинокого человека – работа, работа, работа. Тогда он счастлив. Но как только останавливается её колесо – так глубже и чернее у самых ног пропасть одиночества. Закрыть глаза, взмахнуть руками и – и вниз! В целях человеколюбия надо запретить праздники для одиноких людей. Так работай же! Будь счастлив!» И она весь день, пока обыденные дела занимали её ум, истощали силы, бережно копила их остаток вот на эти сладостные часы уединения.

…Спокойно посапывают в уютной полутьме домочадцы, яркий круг света от настольной лампы с золотистым абажуром ложится на письменный стол. И в лучах этого ночного солнышка вершится подлинное чудо: на белом листе бумаги из-под пера бегут и бегут строки, в которых оживает всё пережитое той, чья рука держит авторучку, лично увиденное ею: картины жизни и образы людей, сложные переплетения человеческих отношений. Её герои любят, ненавидят, страстно отстаивают свои взгляды и идеалы, мечтают о прекрасном будущем, которое приближают сами своим трудом…

От какого же одиночества могла страдать эта энергичная волевая натура, вся жизнь которой проходила с людьми и на людях, которая каждую минуту своего существования подчиняла осмысленному труду, прогоняя усталость прочь, не зная праздности?! Да, но она была женщиной, а каждая женщина мечтает найти свою половинку, восполнить себя до единого целого. Ведь только двое – мужчина и женщина – способны породить новую жизнь, своё продолжение. В годы самой первой молодости Валентине показалось, что встреченный ею симпатичный и ладный, с отличной выправкой военный – как раз то, что ей нужно. Увы, плечи были крепкими, а душа оказалась нестойкой. От житейских проблем и трудностей супруг искал забвения в хмельном зелье. Если бы не это обстоятельство, выдюжила бы молодая семья в трудные тридцатые годы, не умерли бы от голода двое малых детишек… Какое горе надо было пережить в душе Валентине, чтобы наконец решиться: оставшуюся в живых Леночку – в охапку и – прочь от погибели! Так они пополнили семью её сестры Веры Ионовны. Восемь душ жили вместе ладно и дружно по принципу: в тесноте, да не в обиде. Маленький Серёжа, племянник, с раннего возраста запомнил эти ночные бдения тёти Вали в свете ночного солнышка, и уже тогда зародилась у него мечта – стать писателем. Через десятилетия читатели узнают новое в ставропольской литературе имя: Сергей Павлович Бойко.

Какая-то необъяснимая внутренняя сила, кипучая, бьющая через край энергия подобно мощному магниту притягивала людей к Валентине Ионовне. Человеком она была во многих отношениях неудобным для начальства уже потому, что на всё имела своё обдуманное и выношенное мнение и защищала его безоглядно и страстно. Обычно таких вот беспокойных и принципиальных людей не жалуют в «высших сферах». Но Валентина Ионовна крепко знала своё дело, была прекрасным организатором, каких ещё поискать, и тем снискала себе авторитет, стала востребованной и необходимой.

Туренская никогда не уклонялась от ответственности. Начальный опыт в работе с людьми она приобрела ещё во время войны на посту политрука противопожарного отряда, который тушил зажигательные бомбы на крышах зданий столицы. И потом, куда бы ни забросила её судьба, постоянно занимала высокие должности: во время эвакуации в Узбекистан в годы фашистского нашествия в городе Намангане работала заместителем заведующего гороно, в Ставрополе ей довелось несколько лет руководить краевым институтом усовершенствования учителей, одновременно выполняя функции заместителя заведующего краевым отделом народного образования. Затем возглавила краевую писательскую организацию.

Такая большая и насыщенная событиями, свершениями жизнь! А ведь мы ещё мало что сказали о главном деле всей жизни Валентины Ионовны Туренской – о писательстве. Но прежде пунктирно, в нескольких фразах, прочертим основные вехи её большого пути: вначале учительский, а затем педагогический институт, аспирантура в Москве на кафедре языка (при поступлении успешно выдержала конкурс: четыре соискателя на одно место) и упорная каждодневная работа над словом…

Перед нами едва ли не первая из всего написанного Туренской работа: небольшая, всего в 64 страницы, книжечка под названием «Дела и дни одной школы» с подзаголовком на титульном листе: «Из опыта работы Будённовской средней школы № 1». Прекрасное знание педагогического дела, людей, его вершащих, помножены в этом труде на мастерство начинающего прозаика. И что же? Даже сегодня, спустя более полувека, это скромное издание может послужить руководством к действию тем подвижникам от педагогики, которые вопреки новым поверхностным веяниям стремятся придать школе статус не только образовательного, но и воспитательного учреждения.

Поражает работоспособность писательницы. Её книги одна за другой, как со стапеля корабли, выходят в плавание к умам и сердцам читателей: «Зрелость», «Просторы», «Белая Мальва», «Где рос ясень», «Крутая радуга», «Марианна ищет родных», «Каштаны в цвету», «Дружба»…

Два первых в этом ряду произведения уже после их выхода в свет Валентина Ионовна несколько переработает и объединит, получится книга «Дорога Елены Никитиной», во многом автобиографичная. Однако судьба её главной героини не является калькой с судьбы самой Туренской. К этому времени дар писательницы возрос настолько, что она была не рисовальщиком, копиистом, а в полном смысле художником слова. Всё пережитое ею лично становилось послушной глиной в руках мастера. Она смело и уверенно творила свой собственный мир, где люди жили, мечтали, любили, отстаивали своё право на счастье. А оно, счастье, было неотделимо от жизненных принципов, идеалов, любимого дела. И тут, конечно же, проступала во всём целеустремлённая, волевая, деятельная натура самой писательницы, навсегда связавшей свою судьбу с педагогикой, с жизнью школы.

Вот строки из дневника главной героини книги Елены Никитиной:

«Школа… Для меня это не просто обозначение места моей работы. Учитель – это не просто название профессии. В этих словах заключён источник огромной творческой радости». Елена Никитина задаётся вопросом: «Часто задумываюсь, исчезнет ли, притухнет ли во мне жадность к жизни? Верю, что никогда не случится этого». Вся сравнительно недолгая, но насыщенная событиями, истинно творческим трудом, свершениями жизнь Валентины Ионовны – подтверждение этому выводу. Известность к ней пришла раньше, чем она завоевала своими книгами сердца читателей. Её, депутата краевого Совета нескольких созывов, знали в школах как прекрасного педагога, на которого равнялись не только молодые «необстрелянные» учителя, но и педагоги со стажем.

Пятнадцать книг издала писательница. И это за сравнительно короткий срок: ей был отпущен всего пятьдесят один год. Она ушла из жизни в августе 1964 года после тяжёлой продолжительной болезни.

В последние годы жизни Туренской улыбнётся и выстраданное долгожданное женское счастье: её мужем, другом и сподвижником станет литератор Пётр Петрович Мелибеев. С этого времени начнётся совместное творчество Туренской и Мелибеева, итогом которого станут пьесы «На перекрёстке дорог» и «Своя линия», поставленные в Ставропольском театре. Несколько позже эти спектакли с успехом пройдут на сцене Кремлёвского дворца. Вместе супруги напишут книгу «Гость из космоса» с подзаголовком «Повесть ироническая, явно ненаучная и почти не фантастическая». Она будет издана в 1967 году уже после ухода из жизни Валентины Ионовны.

Литератор Вадим Белоусов (ныне покойный) в своем выступлении на краевом радио по случаю шестидесятилетнего юбилея писательницы вспоминает о том, как обсуждалась рукопись повести коллегами Туренской:

«Валентина Ионовна была уже очень больна, и обсуждение проходило у неё на квартире. С каким вниманием фиксировала она каждое, пусть даже спорное замечание! Она буквально требовала, чтобы к рукописи было побольше придирок. Она хотела сделать книгу как можно лучше. Было такое ощущение, что Валентина Ионовна собирается писать ещё много и долго… А, между тем, ироническая повесть «Гость из космоса» оказалась её последней работой».

Надо принять во внимание тот факт, что писательство само по себе дело учительное, во всяком случае, так понимала его сама Валентина Ионовна: книга должна воспитывать, созидать человеческую личность, быть верным поводырём читателя на сложных жизненных путях. Таково же предназначение и педагогики. Так что обе стези, избранные Валентиной Ионовной, удачно слились, как сливаются два ручья в единый жизнетворный поток.

Будут ли книги, написанные нашими предшественниками, читать сегодня, спустя полвека после их создания? Не место здесь обсуждать эту животрепещущую и сложную проблему, хочется сказать только об одном: как плодотворно и поучительно было бы обращение к художественному опыту старшего товарища по перу нынешним как начинающим литераторам, так и писателям со стажем. Её оптимизм, вера в человека и в жизнь, умение увидеть в самых неблагоприятных обстоятельствах светлые стороны, способность бороться за свои идеалы и побеждать – это то, чего, на наш взгляд, недостаёт современным авторам и, соответственно, их произведениям.

Есть в творческом наследии Валентины Туренской произведение, которое и сегодня не утратило своей актуальности. Речь идёт о повести «Девятая» – так называлась ученическая бригада, явившаяся в шестидесятые новым ростком на ниве педагогики. В то время передовые её деятели, опережая партийные постановления, которые затем придут им на помощь, стремились найти наиболее оптимальные и плодотворные пути нравственного воспитания школьников через участие их в производительном труде.

Первые ученические сельскохозяйственные коллективы были созданы именно на Ставрополье и, что называется, прогремели по всей стране. В основу повести «Девятая» Туренская заложила опыт создания и деятельности школьной бригады в посёлке Горячеводском, в колхозе имени Ленина. Но писательница не ограничилась только этим опытом, она подробно и заинтересованно знакомилась с тем, как развивается и завоёвывает право на жизнь школьное движение навстречу созидательному труду в целом по краю. Книга вышла в свет своевременно и послужила бурному развитию этого движения не только на Ставрополье. Повесть «Девятая», изданная сначала в Ставрополе, была затем переиздана массовым тиражом в Москве издательством «Детская литература», а также в Казани – на татарском языке, во Фрунзе – на киргизском, в Вильнюсе – на литовском. Книга шагнула и за пределы СССР – её издали в Чехословакии.

В 1984 году дочь писательницы, также связавшая свою судьбу с образованием, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Туренская захочет поинтересоваться отдалёнными, так сказать, результатами воспитания трудом. Она отыщет тех ребят, ставших взрослыми, которые явились прототипами героев повести. Все они выросли достойными людьми, классными специалистами – каждый в своей профессии, будь это школьный учитель, лётчик сельскохозяйственной авиации или руководитель производства.

И теперь нельзя не подумать: если мы не хотим, чтобы руки наших детей и внуков изнежились донельзя, умея лишь ловко выстукивать по «клаве» компьютера, и ум за разум заходил у них от бессмысленных и разрушающих сознание компьютерных игр, надо, ох, как надо заинтересовать ребят настоящим, полезным делом, в котором вырабатываются такие бесценные человеческие качества как трудолюбие, коллективизм, чувство ответственности, гордое осознание своей личной причастности к решению государственной важности задач…

Пусть и дальше горит и озаряет наши пути «ночное солнышко» писательницы Валентины Ионовны Туренской, своими лучами растапливая многолетние льды равнодушия, косности, эгоистичной обособленности человека от жизни для всех. Она была и осталась в своих книгах человеком ясной мысли, открытого сердца, чистых помыслов и неиссякаемой созидательной энергии – для всех и каждого, кто готов соответствовать высокому счастью творить и созидать жизнь по законам добра и красоты.

Е. Иванова

// Ставропольский хронограф на 2013 год. – Ставрополь, 2013. – С. 97–101.