Родилась Анна Петровна Остроумова-Лебедева

АННА ПЕТРОВНА ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА

Творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой, известной художницы-графика, занимает особое место в отечественном искусстве. Ее необычайное дарование проявилось уже в первые годы нашего века; она была современницей таких признанных мастеров графического искусства, как М. А. Врубель и В. А. Серов, художников «Мира искусства» и нисколько не уступала им в таланте и мастерстве.

А. П. Остроумовой-Лебедевой был свойственен редкий дар обобщения, умение найти и синтезировать наиболее характерное и яркое в явлении, сохранив в своей работе непосредственность чувств и тонкую поэтичность. Недаром современники считали произведения художницы воплощением безукоризненного чувства стиля и высокого вкуса.

В истории русского искусства имя Остроумовой-Лебедевой связано с архитектурными пейзажами Петербурга-Ленинграда, красота ансамблей которого вдохновляла ее творчество на протяжении всей жизни.

Вместе с тем Анна Петровна много путешествовала по России и странам Европы. И к каким бы темам она ни обращалась, ей всегда удавалось, будь то пейзажи Франции или России, Голландии или Швейцарии, передать облик и настроение того уголка природы или городского пейзажа, что привлек ее внимание. Много работала Остроумова-Лебедева в области портрета и натюрморта, создав и в этих жанрах замечательные произведения.

Своеобразным проявлением незаурядного творческого дара художницы стали ее «Автобиографические записки», которым она посвятила более 20 лет своей жизни (1930–1951 гг.). Это одно из интереснейших произведений мемуарного жанра, созданных деятелями изобразительного искусства.

Успех воспоминаний художницы объясняется строгой документальностью в изложении событий русской художественной культуры и непосредственной искренней манерой повествования с массой метких характеристик, оценок и наблюдений, приобретенных в многочисленных поездках художницы.

Именно в «Автобиографических записках» находим мы воспоминания А. П. Остроумовой-Лебедевой о неоднократных поездках на Кавказ, Кавказские Минеральные Воды вместе с мужем – известным химиком-органиком С. В. Лебедевым, одним из создателей синтетического каучука. Эти поездки состоялись в 1915, 1923, 1928, 1929 и 1931 годах.

«Каждый день мне удается погулять и поработать... И каждый день природа дает новые задачи. Сегодня все покрыто инеем. Иду к Храму воздуха. Черно-ржавые верхушки неопавших дубов четко выделяются на светлом небе. Красно-желтые кусты сопровождают дорогу, но краски смягчены покрывающим их инеем... Вот Красные камни. Они тоже совсем седые. Обернулась – далеко, в глубине долины лежит Кисловодск и переливается в светлой дымке разноцветными пятнами» (зима 1915 г., Кисловодск).

«Мы много ездим по окрестностям Кисловодска. Были на Медовом водопаде, где я сделала несколько этюдов. Любовались Замком коварства и любви. Эта скала, живописная и причудливая своими очертаниями и обрывистыми плоскостями, напоминала развалины какого-то средневекового замка.

У подножия мчится стремительный поток. Русло его загромождено камнями. Но это не останавливает бурливого, пенистого бега. Сделала акварель с этого дикого, но прекрасного уголка.

Ездила на Седло-гору, откуда видны Эльбрус и вся цепь Кавказских гор. Дивная картина! Ходили пешком к Лермонтовской скале, в Березовую балку. Я с увлечением работала» (осень 1928 г., Кисловодск, ул. Красная, пансион).

«Едем вдоль Терека по левому берегу, по зеленой долине. Терек – мутно-коричневый, с седыми гребнями, беснуется, как одержимый... Горы надвигаются все ближе. Склоны их покрыты лесами и травой... На гребнях гор видны остатки башен каких-то укреплений. Лепятся аулы ингушей и осетин» (11 июля 1829 г., Военно-Грузинская дорога по пути в Тифлис и Батум).

«Железноводск довольно живописен. Он расположен на склоне горы Железной, покрытой густым лесом. Гору эту опоясывает отличная тенистая дорога, с которой по временам открываются виды на живописные долины и на крутые зеленые или скалистые горы: Кабан, Медовая, Развалка» (июль–август 1931 г., Железноводск).

А. П. Остроумова-Лебедева создала целую серию прекрасных рисунков и акварелей, посвященных природе Кавказа, Черноморья и Кавказских Минеральных Вод. Среди них: «Рисунки, исполненные в Кисловодске» (14 рисунков, созданных в 1915 г.); 15 рисунков (1923 г.): «Кисловодск. Дождливый день», «Скалы около Кисловодска», «Окрестности Кисловодска» и др.; 10 рисунков (1928 г.): «Кисловодск. Долина Медового водопада», «Кисловодск. Горный пейзаж», «Кисловодск. Вид на город с Красного Солнышка» и др.; серия «Военно-Грузинская дорога» (1929 г.); 6 рисунков (1931 г.): «Вид на горы Кабан и Медовую», «Общий вид на Железноводск», «Железноводск. Бештау» и др.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева прожила большую и содержательную жизнь, полвека отдав искусству. Ее не стало 5 мая 1955 года. Все свои работы она оставила в дар любимому Ленинграду – Государственному Русскому музею.

// Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 77–80.