Родился Семен Петрович Бабаевский

ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ

Кубань и Ставрополье, край ты мой, родимый край! Сколько вместе с тобой пережито и горя и радости. Вся моя жизнь неотделима от тебя, от твоих просторов, от станиц и сел, ты стал для меня второй родиной.

С. П. Бабаевский

Семен Петрович Бабаевский родился 24 мая (6 июня) 1909 года в деревне Кунье Харьковской губернии в бедной украинской семье, в 1910 году переселившейся в верховья Кубани. В 1914 году она нашла приют в «захолустном» хуторе Маковском на Ставрополье. Потом Семен Бабаевский никогда не прерывал с этим хутором связи, не забывал его единственную улицу на низком размытом берегу Кубани, уходящую в поля благодатного края. Здесь он познавал жизнь в детские годы, здесь родился как писатель, здесь находил героев для многих своих произведений – рассказов, повестей, романов. Он всегда гордился родным сердцу хутором, вскормившим его и благословившим на большую литературную дорогу.

Семен Петрович Бабаевский в Маковском пошел в хуторскую трехклассную школу и окончил ее. А потом отец Петр Спиридонович сказал ему: «Не горюй, сын, что дальше не будешь учиться. Передам тебе свое печное мастерство – научу делать печи. Всегда в кармане будет живая копейка».

И пошел Семка Бабаевский с отцом по казачьим хуторам и станицам, пытаясь освоить отцовскую специальность печника.

Вернувшись повзрослевшим после странствий по верховине Кубани основал и возглавил в Маковском комсомольскую ячейку. Здесь же он встретил свою любовь – звонкоголосую красавицу и плясунью Таисию, с которой разделил все, что после встречалось в семейной жизни – и боли, и радости.

Еще мальчишкой С. П. Бабаевский написал свой первый рассказ «Молотилка» о вредительстве кулаков. В мае 1929 года в ростовской газете «Сельский пахарь» под псевдонимом молодой автор напечатал антиалкогольный рассказ «Водка подвела».

Семен Бабаевский самостоятельно обучался грамоте и экстерном сдал экзамены за десятилетку. Он вспоминал: «Я учился сам. Изучал русский язык на ощупь, руками. Запоем читал классиков, подражал Горькому…»

Первый свой сборник рассказов «Гордость» С. П. Бабаевский издал в 1936 году в Пятигорске. Все то, что было написано в книге, посвящалось жизни колхозников Ставрополья и Кубани.

Уже через год в столичном журнале «Молодая гвардия» и в «Московском альманахе» печатаются его «Кубанские рассказы», получившие хорошую оценку известных писателей М. А. Шолохова и А. А. Фадеева.

1939 год для С. П. Бабаевского был знаковым – он заочно окончил московский литературный институт, а в скором времени стал разъездным корреспондентом «Ставропольской правды».

Все, о чем писал С. П. Бабаевский, было связано со Ставропольем или Кубанью – «со своей родимой сторонушкой». Они распахнули перед ним свои дороги и тропки, свои широченные просторы. Он побывал во всех уголках южных хлеборобных краев России. О том времени в статье «О себе» он рассказывал: «Почти каждый день я находился в дороге. Я любил эти поездки. Благодаря им я так изучил «на местности» карту Северного Кавказа, что от Дербента до Темрюка не отыскать, пожалуй, места, где бы не доводилось побывать, и это был, я сказал бы, мой второй литературный институт…»

В начале Великой Отечественной войны почти все писатели Ставрополья оказались на фронте. Семен Бабаевский и Эффенди Капиев состояли в Кубанском кавалерийском полку. С. П. Бабаевский, надев военную форму, стал военным корреспондентом – работал в дивизионной фронтовой газете «Боец РККА». По его словам, вместе с ним были Виталий Закруткин и Ираклий Андроников.

В январе 1942 года он принимал участие в боях за освобождение Ростова-на-Дону.

С. Бабаевский и Э. Капиев все время были вместе. Они посетили 64-ю Лабинскую кавалерийскую дивизию, участвовали в марше ее 4-го полка, побывали в 182-м и 186-м кавполках. В результате молодые мастера слова в 1942 году в Пятигорске издали в соавторстве книгу очерков «Казаки на фронте».

Семен Бабаевский и Эффенди Капиев с творческими отчетами побывали во многих станицах и селах Моздокского, Арзгирского, Левокумского, Кизлярского, Александрийско-Обильненского, Солдато-Александровского и Георгиевского районов Ставропольского края, в Черкесской автономной области, где выступали перед тружениками полей и ферм, рассказывая о боевой жизни фронтовиков.

Семен Петрович Бабаевский с гордостью говорил: «Годы войны были моим третьим литературным институтом». В 1943 году была издана книга «Белая мечеть», в 1944 – «Гусиный остров», в 1945 – «Сестры». В них С. П. Бабаевский писал о войне и восстановлении мирной сельской жизни. Еще шла война, когда С. П. Бабаевский начал работать над романом «Кавалер Золотой Звезды». Послевоенное лето писатель провел в станице Зеленчукской, потом основательно работал над книгой в Пятигорске. Он оставался во власти увиденного и пережитого, рядом были герои и фронта и тыла. Отношение народа к войне, его стремление к мирной жизни не могли не властвовать над писателем. Это и определило сюжетное построение его самого звездного романа «Кавалер Золотой Звезды», изданного в 1947 году, а потом и «Света над землей». Созданная, а вернее сказать сотворенная дилогия из этих романов долгие годы выполняла свою историческую роль. Надо признать, что романы имели невиданный для того времени успех. По признанию автора дилогии его «почти носили на руках».

Завистники же и недоброжелатели выискивали слабые стороны в созданных романах, хотели видеть побольше мрачного, приуменьшали художественную ценность и достоинства произведений, допускали необъективность, обвиняли автора во фразеологии и «лакировке действительности», называли его «выдумщиком», зарабатывая гонорары на своих «откровениях». Люди, окружавшие С. П. Бабаевского в станицах и хуторах Ставрополья и Кубани, были героями его времени. Были духовно богаты или бедны, счастливыми или нет, а в общем–то реальными людьми, образы которых обобщило писательское воображение.

С. П. Бабаевский создавал свою литературную эпоху, в которой сам же обретал крылья. Как писатель он показывал то, что окружало его, чем жили его земляки, о чем они думали и мечтали. Он хотел видеть их одухотворенными, освобожденными от житейской ржавчины, строящими счастливую сельскую жизнь.

Надо согласиться с тем, что действительно писатель мало говорил о разрухе, нанесенной войной, трудностях того времени. Над ним витал дух Победы, и С. П. Бабаевский поднимался выше действительности, называл созданные дилогии «Кавалер Золотой Звезды» [кн. 1–2, 1947–1948 гг., Сталинская (государственная) премия, 1949 г.] и «Свет над землей» [кн. 1–2, 1949–1950 гг., Сталинская премия, 1950 г. и 1951 г.] началом своей литературной биографии. Это был расцвет и взлет нашего земляка, выдающегося писателя советского периода.

Эти романы были переведены на все языки народов СССР и 29 иностранных языков, изданы не только во всех социалистических странах, но и в Латинской Америке, Японии, Китае, Индии, Индонезии. Они неоднократно переиздавались, а «Кавалер Золотой Звезды» был экранизирован и инсценирован, по нему была написана опера.

События, описанные в романах, относятся к 1945–1948 годам и происходят на народной стройке – Зеленчукской ГЭС, где послевоенная жизнь людей рождала неслыханные трудовые подвиги.

 В романе «Кавалер Золотой Звезды» ярко проявилась творческая индивидуальность С. П. Бабаевского как художника слова. Он создает героев, наделенных целеустремленностью, жизнеутверждающими чертами, смотрящими вперед, духовно возвышенных, способных мыслить с прицелом на будущее.

Сергей Тутаринов – собирательный образ в романе. Его прототипами стали вернувшиеся с фронта земляки С. Бабаевского – Василий Черников из Усть-Джегуты и Герой Советского Союза Константин Лаптев из Маковского, которого писатель знал с детских лет. В трудностях вырабатывался характер Сергея Тутаринова, и это определило его жизненные позиции. Он, бывший танкист, Герой Советского Союза с первых дней своего возвращения с фронта обеспокоен состоянием разоренной войной станицы и всего сельского района. Поэтому Сергей становится проводником и инициатором многих дел. Он говорил: «Сама жизнь этого требует».

Многие эпизоды и сцены книги показывают хлопоты и трудности сельчан при восстановлении народного хозяйства.

Писатель своим индивидуальным воображением создает героев романа. Их прототипами становились рабочие, колхозники и руководители хозяйств, окружавшие писателя люди.

В станице Зеленчукской (в романе Усть-Невинской), в хуторе Маковском (в романе Прискорбном) он познакомился с возницей Ириной Любашевой и Прохором Ненашевым, самостоятельно освоившем специальность электрика. В Пятигорске писатель хорошо знал Льва Ильича Семенова-Метницкого, своей внешностью и характером похожего на задуманного в романе Рубцова-Еленицкого. Из станиц Отрадной и Попутной пришли в роман руководители колхозов Артамашов, дочиста разоривший колхоз, и Рагулин – молчаливый, на редкость жадный, но с завидной хозяйской стрункой руководитель.

Свое отношение к роману выражали читатели всей страны, о чем свидетельствуют многочисленные письма. В Литературный музей С. П. Бабаевский передал 20 тыс. читательских откликов-писем, адресованных не только ему, но и полюбившимся героям романа.

Известность Семена Петровича Бабаевского перешагнула границы края и нашей великой страны. А писатель работал над новыми книгами. В одной из обзорных статей альманаха «Ставрополье» Е. Кабаченко писал, что С. П. Бабаевский издал новую интересную повесть «Сухая Буйвола», отражающую жизнь и упорный труд чабанов, где счастье в труде и мечты – неотделимы. Повесть была опубликована в третьем и четвертом номерах журнала «Юность». В издательстве «Советский писатель» в это же время была напечатана книга повестей и рассказов «Белая мечеть», порадовала читателей еще одна книга «Родниковая вода», опубликованная в журнале «Молодая гвардия». Его детская повесть «Митино счастье» вышла в свет в Бухаресте, Шанхае и Будапеште, повесть «Гусиный остров» напечатана в Праге.

Это было триумфальное шествие славы нашего земляка-писателя по странам всего мира.

И. В. Сталин следил за творчеством С. П. Бабаевского и лично поддерживал его. Однажды перед выборами в Верховный Совет СССР бывший руководитель Союза писателей страны Фадеев принес список писателей Сталину. Тот посмотрел и сказал ему: «Список хороший, но одного писателя нет». Фадеев растерялся: «Кого же? Вроде всех предусмотрели: Эренбург, Корнейчук, Симонов, Шолохов». Сталин сказал: «Бабаевского нет!»

Писательская активность С. П. Бабаевского того времени не дает повода говорить о нем, как о торопящемся, «лихом писаке», стремящемся скорее и больше «состряпать» книг. Конечно же, это не так. Семен Петрович работал не жалея себя, добровольно становился рабом писательского стола, нередко переписывал и выбрасывал, казалось бы, готовое к печати произведение.

Известный российский прозаик, наш земляк из станицы Баклановской, Тимофей Шелухин удивлялся работоспособности С. П. Бабаевского, находясь с ним в поездке по родным местам писателя, который приехал на Кубань еще раз посмотреть на Маковский, родные станицы и свериться – все ли он написал верно в новой книге «Верховина» (с 1962 г. С. П. Бабаевский жил в Москве).

«Целую неделю, – вспоминал Тимофей Шелухин, – мы путешествовали по верховьям Кубани. Встречались с колхозниками, рабочими, школьниками, партийными и советскими работниками. Как правило, каждая встреча выливалась в непринужденную, задушевную беседу писателя с земляками…» Уезжая в Москву Семен Петрович сказал: «Я уже написал «Верховину» – книгу о сегодняшнем Прикубанье. И теперь, после поездки на родину, после странствий по верховьям, по столь памятным местам, после встреч с прекрасными людьми моей верховины я буду все переделывать. Короче, все писать заново. Все теперь не так…»

С. П. Бабаевский принадлежал к числу тех писателей, на долю которых выпало пережить лихие годы войны, увидеть строительство послевоенной колхозной жизни. Писал он об этом не понаслышке, а с чувством привязанности к тому, «что прильнуло к сердцу, вошло в жизнь…» Он утверждал: «Писатель и время неразделимы от ударов и ран времени».

По моему убеждению произведения С. П. Бабаевского будут нужны и в новые времена. Примером тому может служить повесть «Последняя», опубликованная в 1982 г. в «Библиотеке «Огонька» и переизданная в 1999 г. в Ставрополе. Она вышла в замечательной серии книг «Библиотека писателей Ставрополья – для школьников». Когда было решено издать эту повесть, то я, как председатель краевого отделения Союза писателей России, позвонил Семену Петровичу в Москву и согласовал с ним вопрос о ее публикации. Он с благодарностью дал на это согласие.

Во втором телефонном разговоре по окончанию верстки книги Семен Петрович мне сказал: «Я перечитал эту повесть». А потом поиронизировал: «Оказывается, я действительно талантливый писатель!» И здесь же добавил: «Вот только не пойму, почему я повесть назвал «Последняя», хотелось бы, чтобы она вышла под названием «Маруся». На том и порешили – издать повесть с новым названием.

Много добрых слов я услышал от преподавателей литературы и учащихся школ Ставропольского края об этой повести. Она воспринимается и взрослыми и детьми, как поэма в прозе, наполненная воистину песенными строчками, любовью к природе, людям. Особая роль в повести отведена основной героине – Марусе, последней лошади в колхозе, ее спасению.

Выезжая на съезд писателей России в Москву, я взял с собой для С. П. Бабаевского несколько десятков книг с опубликованной повестью «Маруся». Встреча со знаменитым писателем состоялась в его однокомнатной квартире. На эту встречу мной был приглашен и Владимир Гнеушев – наш земляк, известный и популярный в России поэт и прозаик.

При встрече с С. П. Бабаевским я передал писателю-долгожителю привезенные книги, а еще от имени краевого отделения Союза писателей России вручил грамоту о присвоении ему звания «Почетный член Ставропольского краевого отделения Союза писателей России» и сообщил, что на земле Ставрополья писательской организацией и администрацией Кочубеевского района учреждена литературная премия имени С. Бабаевского. Своего волнения Семен Петрович сдержать не смог – это выдали сверкнувшие в глазах слезы. Семену Петровичу Бабаевскому тогда было 90 лет, а через семь месяцев его не стало.

В. В. Ходарев

// Ставропольский хронограф на 2004 год. – Ставрополь, 2004. – С. 121–127.