Пока мы помним, мы живем!

пятница, 14 февраля, 2020 - 11:30

Мой дед, Захар Иванович Маньшин, потомственный ку­банский казак. Я не видел своего деда и знаю о нём только со слов бабушки.

Хорошая семья была у Заха­ра Ивановича и Дарьи Сидоровны, большая, дружная. Двое сыновей и пять дочек. Многое им пришлось пережить в суровое время граждан­ской войны, коллективизации, в годы борьбы с казачеством. Родились оба в станице Сенгилеевской, на месте которой сейчас находится Сенгилеевское озеро. Спасаясь от репрессий, переезжали с места на место, пока в 1935 году не осели в совхозе «Янкульский». Захар Иванович работал гур­топравом. Дарья Сидоровна зани­малась домашним хозяйством и воспитывала младших детей – Раю, Нину, Веру и Ваню. Старшие дети – Нюся, Мария и мой отец Пётр хо­дили в школу. Постепенно быт налаживался.

Но черным вихрем в мирную жизнь ворвалось большое зло – война. Моего деда призвали весной 1942 года. Была возможность остаться, но он посчитал это невозможным для себя. Как рассказывала бабушка, сказал: «Ты что, Дарья, Степаненко уже погиб, а я ещё дома сижу». Служил рядовым 2-го отделения стрелкового батальона 9-й особой бригады.

А в августе 1942 года наш край был оккупирован немецкими войсками. Около 5 месяцев просуществовал оккупационный режим на Ставрополье, но в памяти моей бабушки, отца остались они как самые страшные дни.

Захар Иванович принимал участие в освобождении Ставрополья, получил два ранения. После первого лечился в госпитале в Азербайджане, второе было лёгким. Похоронка на Захара Ивановича пришла, когда фашистов окончательно прогнали с родной ставропольской земли. Маленький газетный листок, на котором по печатным буквам было написано скорбными словами: «Ваш муж Маньшин Захар Иванович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге... был убит 24 февраля 1943 г. у реки Посула Краснодарского края...». Долго хранила этот листок бабушка. Когда я был маленький, она мне его показывала, рассказывая о дедушке, а когда переезжали в новый дом, его затеряли. Жаль, что и писем от деда не сохранилось.

Осталась Дарья Сидоровна одна с семью детьми на руках. Выросли уже и правнуки, и они решили узнать, где похоронен их прадед. Воспользовавшись сайтом «Мемориал», общедоступным электронным банком документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны, нашли данные о Захаре Ивановиче. «Убит в бою 24.02.1943 г. за высоту 264.5. Похоронен на левом берегу реки Псыш на северо-восточных скатах высоты 264.5 станицы Неберджаевской Краснодарского края».

В 1970-х годах было перезахоронение. У здания клуба станицы Неберджаевской в братской могиле вместе с 2257 советскими воинами, погибшими при освобождении станицы от немецко-фашистских захватчиков, похоронен и мой дед. И теперь мы обязательно туда поедем, чтобы отвезти частицу родной земли и поклониться его праху.

Н. Маньшин, житель станицы Воровсколесской