Прабабушка Мария

суббота, 4 апреля, 2020 - 17:30

Моя прабабушка, Нагаева Мария Иосифовна (в девичестве Дзадзиева), родилась 15 июня 1933 года в г. Моздоке. Почти сразу семья переехала на хутор Буденный, который в то время относился к Моздокскому району. В 1941 году война застала их в Буденном, отца сразу же забрали на фронт, где он пропал без вести. На гранитных досках Мемориала павшим воинам в центре станицы Курской среди многих других выбито и его имя – Дзадзиев Моисей Петрович.

В оккупации жилось несладко. Дети часто бегали в поле, чтобы собрать сколько возможно колосков и принести домой, зачастую съедобные травы, собранные на полях, служили почти единственным пропитанием. В 1942 году немцы решили переселить жителей и стали гонять их от села к селу, выставляя перед собой в качестве живого щита. Так семья прабабушки оказалась сначала на х. Пиев, а через несколько недель в поселке Балтрабочий, где их и освободили советские войска. В феврале 1943 года местные власти решили собрать всех пострадавших в хуторе Добровольном (он есть и сегодня), в котором до этого времени проживали немцы.

Образование прабабушка получить не смогла, в школе проучилась всего три класса, и уже с 11 лет началась ее трудовая деятельность. Работала на свиноферме разнорабочей и в поле «на прицепке» – так в то время назывались прицепленные к трактору сельскохозяйственные орудия. В 1949 году не стало мамы, и прабабушка вместе со старшими сестрами стали работать уже сами, чтобы прокормить семью. В 1950 году прабабушка Маруся пришла на ферму и стала дояркой, в 1953-1962 гг. снова работала разнорабочей. После переезда в 1962 году в станицу Курскую устроилась на работу на предприятие общепита – работала в столовой. Иногда за смену выпекала по 2000-2500 пирожков.

Прабабушка вырастила двух дочерей, у нее пять внуков и 6 правнуков. Старшему – Глебу Ключникову – 22 года, а младшему – Родиону Тарасову недавно исполнилось 6 лет.   В 1989 году прабабушка вышла на заслуженную пенсию, высоких наград не имеет, но всегда и во всем была и будет для нас примером. Вот несколько случаев военного времени, о которых она вспоминает.

Был в селе колодец, у которого часто собирались поиграть детвора и подростки. Незадолго до прихода немцев возле колодца появилась молоденькая девушка, очень уставшая. Она умылась, напилась воды и уже собиралась уходить, когда подростки решили проверить ее сумку и стали тянуть ее к себе, но девушка сумку отнять не позволила и ушла в сторону бурунов, а через два дня в хутор вошли немцы, и тогда ребята догадались, что это была разведчица.

А второй случай произошел уже после войны. Еще до войны в нашем районе проживали и немцы. Один из них, по фамилии Шеффер, после прихода немцев стал полицаем, участвовал в расправе над евреями. После расстрела евреев одной молоденькой девушке удалось выжить, несмотря на ранения, под покровом ночи пробраться к крайнему дому и спастись. Через много лет в санатории она увидела Шеффера и была сильно удивлена. Обратившись в милицию, девушка смогла указать на примету, которая могла помочь опознать Шеффера, – у него был шрам на животе от удара ножом. После проведенных расследований и проверки шрам действительно был обнаружен. Шеффера возили по хуторам и окрестным селам, и жители опознали его как полицая. Шеффер признался, что действительно в годы войны служил полицаем. Он был осужден за свои преступления и расстрелян по решению суда.

То нелегкое время наложило свой отпечаток на судьбы многих людей. Иные канули в небытие, многие семьи не дождались своих родных с полей сражений, но те, кто смог выжить – стали настоящими людьми, поднимали свою Родину из руин, растили детей.

Историю записала Тарасова Кристина.