Она защищала Родину

понедельник, 27 апреля, 2020 - 16:00

     До сих пор не совсем понимаю,
     Как же я, и худа, и мала,
     Сквозь пожары к победному Маю
     В кирзачах стопудовых дошла…
     Юлия Друнина

У Войны не женское лицо. Мужчинам на фронте тяжело, но женщинам гораздо тяжелее. Самую многочисленную группу женщин непосредственно на передовой линии фронта составляли санинструкторы. Откуда у этих, порой хрупких, созданий хватало сил вытаскивать под огнем противника десятки раненых, каждый из которых был гораздо тяжелее самого санинструктора? Далеко не каждому мужчине это под силу. А они справлялись.

Моя бабушка, Зинаида Владимировна Антонова, родилась в станице Бесстрашной, на Кубани. Училась в школе в Северной Осетии, куда переехали родители. Окончила 10 классов, и тут – война. Отец ушел на фронт и погиб в 1943 году.

«Потом пришел и мой черед защищать Родину, – рассказывает моя бабушка. – Вызвали нас, нескольких девчонок-десятиклассниц, в военкомат. Дали сутки на сборы – прощайте мирные мечты, мирная жизнь. Попала я в 383-й стрелковый полк, который располагался и занимал оборону в горах Северной Осетии, где шли жестокие бои. В наступательных боях полк дошел до Армавира, принял пополнение. Меня послали на курсы санинструкторов, после окончания курсов я была направлена санинструктором батальона в 694-й стрелковый полк, который вел бои в Крыму.

Вот тут я по-настоящему узнала, что такое война, – вздохнула бабушка.

– Помню, брали Керчь. Я была санинструктором в штрафном батальоне. Фронтовики знают, что штрафников всегда бросали на прорыв, на самые опасные участки. Немцы не давали поднять головы, сплошной град пуль. Кругом огонь, дым, пыль, смерть, раненые вперемежку с убитыми, а живые рвутся вперед. И в этом аду надо спасать раненых, перевязывать их, тащить в тыл. Кругом стоны, крики и каждый умаляет; “Спаси, сестричка!”». А я на этом участке одна».

Бабушка, вытирая слезы, на время замолкает, а потом продолжает свой страшный рассказ. «Еще более жестокий бой был за Севастополь. Немцы сопротивлялись отчаянно, убитых и раненых было не счесть, и под шквальным огнем надо было ползти и спасать раненых. Была я маленькая, худенькая. Тащу раненого, сил нет, плачу, а тяну. Как уцелела тогда, не знаю». Многими фронтовыми дорогами прошла бабушка, на всю жизнь запомнила она переправу через реку Одер.

«Наши перешли через реку и вели наступление дальше. Раненых мы сразу переправляли через Одер, под сильными бомбежками и артиллерийским огнем немцев. Переправляли на утлых плотах, лодках, подручных средствах. И вот я с ними, с ранеными, на плоту. Вокруг фонтаны воды, красные от крови. Передо мной прямым попаданием накрыло лодку, спасать некому, да и вряд ли кто жив остался. Меня смерть обошла и на этот раз. За Одером».

В июне 1945 года бабушка была демобилизована. За время войны ее награждали дважды, но в пекле войны наградные бумаги затерялись. Бабушка не обижалась. Ведь она не за ордена сражалась, а во имя спасения раненых, во имя счастья и свободы своей Родины.

Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Они стали примером бесстрашия и героизма. Хотелось бы, чтобы о таких людях, как моя бабушка, вынесших тяготы войны, разруху и голод, люди помнили всегда.

Татьяна Антонова, пос.Терский, Буденновский район