Родился Михаил Прокопьевич Кузнецов

МИХАИЛ ПРОКОПЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ

Еще старшеклассником мне довелось попасть на спектакль драматического театра. Название его было «Снежок». Это пьеса о мальчике-негритёнке, ученике одной из американских школ и его взаимоотношениях с белыми одноклассниками.

Больше всего меня покорил в спектакле мальчик-негритёнок по прозвищу «Снежок», но поразило другое!

Исполнителю роли мальчика было под сорок лет, во что  верилось с трудом. Это было чудо!

Но спустя несколько лет чудо повторилось, когда я увидел того же самого артиста в роли школьника в спектакле по пьесе В. Розова «В поисках радости».

Позже вышел фильм с участием Олега Табакова, но, да простит меня мастер, первое моё впечатление было сильнее.

И этим актёром был Михаил Прокопьевич Кузнецов, впоследствии единственный на Ставрополье народный артист СССР, премию имени которого ежегодно вручают артистам театра за лучшую роль года.

Следующим моим потрясением стало посещение спектакля «Семья» по пьесе И. Ф. Попова, где Кузнецов исполнял роль Ленина. Спектакль был построен так, что зритель на протяжении всего сюжета видел молодого Ленина-лицеиста и лишь в самом конце выходил на сцену тот, чей образ мы привыкли видеть на портретах. Надо было видеть, что творилось в зале! Зрители встали и аплодировали стоя. Сходство было невероятное. И это действительно было так.

Когда Михаил Прокопьевич снимался в фильме «Синяя тетрадь», на пробах присутствовала секретарша Ленина Л. А. Фотиева. Она была еще жива. И Фотиева тоже признала это сходство. Последние спектакли Кузнецов играл без грима (а он переиграл на ставропольской сцене всю лениниану). Он выбривал голову, отпускал бородку и усы и – живой Ленин.

Кое-кто из артистов приписывал заслуги Кузнецова только благодаря исполнению роли Ленина, но, к чести сказать, Михаил Прокопьевич был великий артист, о чём говорят многие его роли.

То, как он играл роль деда Щукаря в шолоховской «Поднятой целине» заслуживает отдельного разговора. Играя эту заведомо комедийную роль, как принято считать, он отыскивал в ней такие краски и нюансы, что зрители плакали.

А что касается его комедийного таланта, мне пришлось с этим столкнуться вплотную. Мне посчастливилось играть с ним в грузинской комедии «Я, бабушка, Илико и Илларион». Такого Илико надо было поискать! Жаль, что мы не повезли этот спектакль в Тбилиси. Думаю, грузины были бы в восторге!

Обладая таким огромным талантом, он не казался великим. С ним было легко общаться. Он ценил чувство юмора и сам обладал им.

К службе (так он называл нашу работу) относился честно и ответственно.

Кузнецов из тех артистов, которые готовятся к спектаклю задолго, настраивают свой организм, чтобы затем выложиться без остатка. Таких сейчас можно по пальцам перечесть. Он не терпел фальши и легковесности, карьеризма и пустозвонства.

И Кузнецов относился с большим уважением к своей профессии. Это качество не помешало бы многим артистам.

В беседах с молодыми Михаил Прокопьевич постоянно ненавязчиво старался внушать им свои принципы и представления. И это не звучало назидательно, но запоминалось навсегда.

Режиссёры, которым приходилось работать с Кузнецовым, испытывали сложности в процессе репетиций, поскольку он был из тех артистов, которые добивались точности и ясности поставленной задачи и видели перспективы ролей и спектакля. И если этого не было, то Михаил Прокопьевич мог отказаться от работы.

Так произошло, когда режиссёр С. Рейнгольд задумал постановку «Царя Фёдора Иоанновича» и предложил эту роль М. П. Кузнецову.

Спектакль с Кузнецовым не состоялся. После нескольких бесед и репетиций Михаил Прокопьевич понял, что спектакль не достигнет той силы и пронзительности, какой он хотел, а получится на троечку и отказался от роли. Роль эту дали другому актёру. Спустя некоторое время многие поняли, что Кузнецов был прав.

Но когда достигалось взаимопонимание и доверие, то результаты были блестящими. Так было в спектаклях «Трибунал», «Святая простота», «6-е июля», «Третья Патетическая» и многих других.

Михаил Прокопьевич Кузнецов является живым примером той истины, что так называемая периферия тоже богата талантами и притом незаурядными, достойными такой же славы и известности, как и столичные.

Но те, кому удалось увидеть Кузнецова на сцене, думается, помнят этого прекрасного артиста и сохраняют чувство благодарности за впечатления, которые он им подарил.

В. М. Аллахвердов

// Ставропольский хронограф на 2013 год. – Ставрополь, 2013. – С. 256–257.